Статьи


ПОЧЕМУ МАГАДАНСКИЕ ЛИТЕРАТОРЫ «ЗАРУБИЛИ» РУКОПИСЬ СТИХОВ ИГОРЯ КОХАНОВСКОГО

почему магаданские литераторы
 «зарубили» рукопись стихов 
Игоря Кохановского
открывая писательские архивы
Игорь Васильевич Кохановский родился 2 апреля 1937 года в Магадане, вырос в Москве. 
Окончил Московский инженерно-строительный институт (МИСИ) им. В.В. Куйбышева. В 1964 году уехал в Магадан. 

С 1965 по 1968 г. работал в молодёжной газете «Магаданский комсомолец». Затем мыл золото в старательской артели на Чукотке. 
В 1968 году в Магадане вышел первый сборник стихов И. Кохановского «Звуковой барьер». 

В молодости увлекался бардовской песней. Его одноклассник, сокурсник по МИСИ и друг В.С. Высоцкий исполнял песни Кохановского «Бабье лето» и «Иволга», посвятил ему пять стихотворений. 

И. Кохановский написал много стихов о Магадане, а также тексты к популярным песням, которые исполняли звёзды советской и российской эстрады.

И. Кохановский – член Союза писателей РФ, автор сборников стихов «Штрихи» (1972), «Подстриженные кроны» (1986), «Несовпаденье» (2012) и др. 

В 2017 году в московском издательстве АСТ в свет вышла книга «Всё не так, ребята…Владимир Высоцкий в воспоминаниях друзей и коллег», подготовленная Игорем Кохановским при участии Дмитрия Быкова. 

В настоящее время живёт в Москве, продолжает заниматься литературной деятельностью1.
 
* * *
 В 1981 году И.В. Кохановский отослал в Магаданское областное книжное издательство рукопись нового сборника стихов «Городской пейзаж». Рукопись была зарегистрирована под входящим номером 97 от 29 февраля 1981 года. 
Думаю, поэт направил рукопись в издательство по согласованию с А.М. Бирюковым, который, в то время был главным редактором Магаданского книжного издательства и, как известно, приходился Кохановскому двоюродным братом2. Сохранилось письмо Бирюкова Кохановскому:
11/II-1982 117571, Москва,
Ленинский проспект, д. 156, Кохановскому И.В.
Васёчек! Шлю тебе альманах со стихами3. И поздравляю с возвращением. Полиграфисты сделали альманах, как водится, в конце года, поэтому на многих страницах – следы штурма и головотяпства. Прими извинения. Надеюсь, что в 1984 году мы тебя выпустим в свет. 
<…>
 Шлю тебе и книжку свою. Очень хочу твоё мнение услышать. Злодей Першин всё никак не напишет на тебя заключение. Думаю, что на будущей неделе выбью.
 Привет твоим домашним.
 Твой А. Бирюков. 
 
* * *
«Злодей» Першин – в то время старший редактор издательства Владимир Иванович Першин – таки написал заключение: 
Редакторское заключение на рукопись стихов Игоря Кохановского «Городской пейзаж».

 «Городской пейзаж» – очень точное название рукописи Игоря Кохановского, человека современного города (города большого, столичного), хорошо знающего город, любящего его, пекущегося о нём, глядящего на белый свет сквозь урбанистическую призму. 

С этой точки зрения не имеет смысла упрекать Кохановского, родившегося в Магадане, жившего на Северо-Востоке в зрелом возрасте, в том, что в рукописи непосредственно Северу посвящено всего три стихотворения: «Воспоминание о Магадане», «В старателях» и «Колымская баллада», – да и сделаны-то они как бы отражённым светом: «я вспоминаю Магадан», «как-то на прииске одном … мне рассказали вот о чём».

Дело, в конце концов, не только в теме, хотя для Магаданского книжного издательства, куда И. Кохановский предложил свою рукопись, тема Севера имеет отнюдь не второстепенное значение. 

 Дело в том, что наш земляк, а ныне москвич Кохановский профессионально, на достаточном художественном уровне написал интересную поэтическую книгу, в которой он, отталкиваясь от собственных чувств, настроений и переживаний, выходит на общечеловеческие проблемы. 

Есть тут и мучительные поиски своего места в мире, и философские раздумья, и радость, и скорбь – всё то, что составляет предмет поэзии.

Если сравнивать эту рукопись с первой стихотворной книжкой И. Кохановского «Звуковой барьер», вышедшей в Магадане в 1968 году, нельзя не заметить значительного усиления песенного начала, выраженного в «барьере» всего двумя-тремя стихами. 
Это неудивительно, ибо все эти годы поэт пишет тексты песен, получивших широкую известность.

 Однако справедливости ради следует сказать о том, что не все тексты Кохановского, ставшие, а, может быть, ещё и не ставшие песнями, воспринимаются в рукописи «Городской пейзаж» как стихи. 

Скажем, стихам «Уходит женщина», «Памяти певца» отрыв от мелодии просто опасен (чего, например, никогда не скажешь о «Бабьем лете» из первого сборника).

К счастью, таких моментов в рукописи немного, и они не делают погоду. 
В целом же рукопись стихов Игоря Кохановского, на мой взгляд, видится интересной книгой.

 Старший редактор издательства – В.И. ПЕРШИН.
 
***
Однако руководству издательства потребовалась ещё одна рецензия, и рукопись стихов Кохановского «Городской пейзаж» отправили известному советскому поэту Владимиру Цыбину. 
 
О «Городском пейзаже» 
И. Кохановского
Рукопись новой книги стихов Игоря Кохановского – это резкая неутомимая лепка раздумий, сцены из забытой жизни на Севере, городская, беспокойная и, в чём-то суетливая, лирика.

Начинается эта рукопись с искреннего и гордого признания в любви к родной магаданской земле, где поэту довелось родиться. 
В этих стихах много ясности и восхищения, это путь из детства снова в детство, что может делать только одна поэзия:
 
Я вспоминаю Магадан,
Где я родился,
Но и где я
Вторично,
К тридцати годам
Своё отпраздновал 
                     рожденье.
Итак, уже с первых строк мы чувствуем достоверность лирической автобиографичности, то, что сбережено в сердце, для слова всегда достоверно. 
Вот как строго, по тому, духовному «графику», пишет он о работе на Севере: «И не было большего срама, чем слабостям сдаться своим». Как видим, сказано веско.
 Но всегда за такими реалистическими зарисовками чувствуется второй план, некая неотвратимая проекция из души в жизнь, и из жизни в мысль. 

Такие стихи должны не столько писаться, сколько вписываться в поэта: «Но надо, чтобы кроны, умелою рукой подстриженные ровно, росли одна к другой, чтоб новому кварталу, где близнецы дома, печально подпевала гармония сама».
 Есть и другой, не менее интересный и в чём-то экспериментальный тематический пласт в лирике Игоря Кохановского – направленное внимание ко всему, что волнует обыкновенного городского жителя, проблемы современной личности, испытание её вещизмом, разговор начистоту с обострённой совестью времени:
 
 Ваше величество, 
                   телевизор!
 Присягаю на верность вам,
 Преклоняюсь пред 
            вашим девизом:
 «Все – по домам!»
 Мещанство – явление не только психологическое, но и историческое. Отсюда и устремление поэта к прошлому, вернее, к корням прошлого, как в стихах об Андрее Рублёве, где даётся обет молчания, и молчание длится 15 лет:
 
 Когда нельзя помочь
 Ни шёпотом, ни криком,
 Тогда слова все – прочь!
 Молчание – велико.
 Человек постоянно испытывался и испытывается на духовную прочность, и отсюда обращение поэта к такой, как бы очень прозаичной теме «о коммуналках»:
 
 Доживают свой 
        век коммуналки, 
 С их интригами 
                кухонных сцен,
 Ставших, вроде бы,
         фирменной маркой
 Тесноты 
       и клетушечных стен.
 Нравственно-эстетические вопросы волнуют поэта на разных уровнях, порой даже фельетонных. Но всё равно, за всем этим стоит душа человеческая, тётя Паша – хранительница жизни и красоты:
 
 От города, 
            как от плетня,
 Она сегодня на отшибе.
 Не от того ли, 
               всё обширней
 Её духовная родня?
 Все эти наблюдения, зарисовки, подробности находят свою вершинность, обретают силу неукротимого общения:
 
 И уходит в седины
 Нечужая беда.
Итак, перед нами интересная, многообещающая рукопись. 
Конечно, вот такие строки весьма завышенного стиля в отношении к простой цыганке явно неприменимы: «Свободна от наших стремлений реальность мечтою пытать. Свободна от наших сомнений. Тебе и без них благодать» («Городской пейзаж»). Они скорей всего применимы к идеалистке-революционерке. Есть отдельные стилевые «оплывы». Я их постарался указать на полях рукописи.
Но главное имеется – есть слово, есть жизнь. Владимир Цыбин.
 16.II.83 г. 
 
* * *
 В документальных очерках о Л.Л. Кокоулине4 и М.Д. Эдидовиче5 я упоминал, что в архиве Магаданской писательской организации сохранился интересный документ – «Протокол общего совещания писателей городской группы Магаданского отделения Союза писателей РСФСР от 13 декабря 1982 года». 

 Название документа несколько неточно, ибо это было совместное совещание членов СП Магадана и руководства Магаданского областного книжного издательства с повесткой дня:
1.  Обсуждение тематического плана выпуска литературы Магаданского книжного издательства на 1984 год. Докладывает Черемных Б.М.
2.  О переизданиях произведений Болдырева В., Португалова В., Некрасова Б. Докладывает Першин В.И

Кроме того, на заседании присутствовал литератор А.М. Щербань и заведующая отделом газеты «Магаданская правда» В.А. Кочкина.
 Я не стану полностью излагать весь текст протокола, а приведу только те фрагменты, в которые непосредственно относятся к Игорю Кохановскому:
Леонтьев В.В. <…> Возникает вопрос о Кохановском. Я что-то не очень приветствую его переиздание.
Черевченко А.И. В издательстве и Комитете существует мнение, что надо стараться издавать больше своих авторов. В этом плане <…> меня удивляет, как попала книга Кохановского. 

Я не вижу смысла издавать Кохановского в нашем издательстве, он довольно известен и имеет возможность издаваться у себя в Москве. 
Моё предложение – снять с плана Кохановского. Он много транслируется по радио и телевидению. А в жизни нашей области, тем более, он не оставил заметного следа. 

Першин В.И.<Рукопись> Кохановского бывший главный редактор (А.М. Бирюков – С.С.) отослал на рецензию. Она ожидается. Сделано положительное редакторское заключение. В основном это переиздание, но есть и новые стихи, стихи северянина, давно живущего в Москве и пишущего о Севере. Примерно одна треть новых стихов, и две трети – старые. Вообще полностью урбанистическая книга.

Эдидович М.Д. По-моему, после «Молодой гвардии» Кохановский уже переиздавался6. Всё это время он работал в жанре песни. Я это не к тому, чтобы отстоять его, я согласен с вашей позицией, а к тому, что если бы книга соответствовала требованиям современной поэзии, то наверняка бы была издана в столице. 

Черемных Б.М. Я думаю, что мы основательно рассмотрим предложения по Кокоулину и Кохановскому и внесём соответствующие коррективы. 
Председатель собрания – А. Черевченко
Секретарь – В. Леонтьев 
 
* * *
 Меня удивило столь единодушно-отрицательное отношение собратьев по перу не к творчеству Кохановского – оно практически и не рассматривалось! – а к нему самому, как к человеку. Особенно поразил вывод господина Черевченко – «А в жизни нашей области, тем более, он не оставил заметного следа». 

Интересно, каким методом Черевченко это определил? И какой след оставил сам Черевченко? Ко времени проведения обсуждения А.М. Бирюков уже уволился из издательства, защищать Кохановского было некому. И оргвыводы по отношению к книге Кохановского последовали незамедлительно – его сборник стихов «Городской пейзаж» с плана Магаданского книжного издательства на 1984 год был снят. 
 
* * *
1 – «Календарь дат и событий по Магаданской области на 2022 год». МОУНБ им. А.С. Пушкина, Магадан, 2021. С. 46-47.
2 – см. «Календарь дат и событий по Магаданской области на 2017 год». Магадан, 2016. С. 14.
3 – речь идёт об альманахе «На Севере Дальнем» (№2, 1981). На с. 5-6 опубликованы стихи И. Кохановского «Что-то грустное в этом…», «Уходит женщина», «Мимолётности». 
4 – «Колымский котлован Леонида Кокоулина». Газета «Северная надбавка» № 27 от 27.06.2016. С. 17.
5 – «Пародии Михаила Эдидовича ценил сам Александр Иванов». Газета «Северная надбавка» № 7 от 17.02.2016. С. 6.
6 – тут уважаемый мной Михаил Эдидович заблуждается. После выпуска в 1972 году в Издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» тонюсенькой 32-хстраничной книжки стихов «Штрихи», у Кохановского книг не было. Следующий сборник стихов «Подстриженные кроны» выпущен только в 1986 году издательством «Советский писатель». 
 
* * *
 Список публикаций И. Кохановского в периодической печати и коллективных сборниках за 1966-1981 гг. 
1966  
«Урок состоялся». Заметки с ХVII Чукотской окружной комсомольской конференции. Газета «Магаданский комсомолец», 6.01.1966.
«Идут дожди, смывая вмятины…», «Помнишь – леса глухое жильё…». Стихи. Альманах «На Севере Дальнем», №1, 1966. С. 47-49.
«Областные стандарты». / «Угрюм-река» В. Шишкова на магаданской сцене/. Газета «Магаданский комсомолец», 30.11, 2.12.1966. 
 «Новогодняя баллада». Стихи. Газета «Магаданский комсомолец», 11.12.1966.
 «Бюро обмена». Стихи. В кн.: «День поэзии. 1966». М., 1966. С. 157. 
 «Озябший меридиан. Стихи молодых поэтов». Магадан, 1966. С. 28-35.

1967  
«Хирург». /О В.Н. Харламове, враче областной больницы/. Газета «Магаданский комсомолец», 18.06.1967. 
 «Наброски одного портрета». /О молодёжи прииска им. 65 лет ВЛКСМ/. – Газета «Магаданский комсомолец», 3.09.1967.
«…Не хочется покоя». / Магадане проведена первая операция на сердце. Газета «Магаданский комсомолец», 24.09.1967.
«Построенный на делах». /О комсомольцах прииска им. 45 лет ВЛКСМ/. Газета «Магаданский комсомолец», 15.10.1967.
«Кто же главный герой?» /О премьере «Белая ночь»/. Газета «Магаданский комсомолец, 18.11.1967.

1968
«Когда талантливо». /О творческом вечере заслуженных артистов РСФСР Л. Веремкович, В. Лугового и В. Пименова/. Газета «Магаданский комсомолец», 24.02.1968. 
«Состоявшийся и другие». /О спектакле «Традиционный сбор» по одноимённой пьесе В. Розова/. Газета «Магаданский комсомолец», 4.04.1968.

1969
«Москва – Магадан». Стихи. Альманах «На Севере Дальнем», № 1, 1969. С. 73. 
 «Идут дожди, смывая вмятины…». «Март в Магадане». Стихи. Журнал «Сельская молодёжь», № 9, 1969. С. 9. 
1970
«Чукотка». Газета «Неделя», №35, 24-30.08.1970. С. 4.
1981
«Что-то грустное в этом…», «Уходит женщина», «Мимолётности». Альманах «На Севере Дальнем», № 2, 1981. С. 5-6.

1983
«Баллада Колымы», «Новогодняя баллада», «Таганка», «Бабье лето», «Бюро обмена». В кн.: «Северное притяжение», Магадан, 1983. С. 188-193.
 
2008
«Моя Колыма. Литературный фотоальбом». Магадан, 2008

2009
«Магадан: Современность и перспективы». Хабаровск, Дальневосточное издательство, 2009

2014
 «Баллада Колымы», «Бабье лето», «Песня», «Золото». В кн.: «Северная строка. Колымская поэзия ХХ-ХХI веков». Магадан, 2014. С. 126-131.

Сергей 
Сущанский

Ключевые слова:


Популярное в газете



последние статьи




Сегодня в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в торжественной обстановке состоялось награждение лучших государственных обвинителей России.

Всероссийский конкурс проводится с 2012 года. В 2021 году конкурс по приказу Генпрокурора России Игоря Краснова получил имя Олега Тимофеевича Анкудинова, который на протяжении двух десятилетий руководил... Подробнее


На основании обвинительного вердикта коллегии присяжных заседателей вынесен приговор по уголовному делу об убийстве, угоне автомобиля и укрывательстве преступления

Коллегией присяжных заседателей вынесен обвинительный вердикт.... Подробнее