Статьи


История любви и героизма. Трусости и предательства. Памяти и забвения. Гибель парохода "Адмирал Нахимов" 35 лет спустя. Магаданская семья на русском "Титанике".

   Гибель парохода "Адмирал Нахимов"
35 лет спустя
Магаданская семья
 на русском "Титанике"
История любви и героизма. 
Трусости и предательства.
Памяти и забвения


ГИБЕЛЬ ПАРАХОДА «Адмирал Нахимов»
35 лет спустя
В августе 1986 года в Чёрном море произошла одна из самых масштабных аварий в истории гражданского флота. При столкновении судов погибли более 400 человек.
 
Любые транспортные перевозки сопряжены с риском катастроф. Одни из них относятся к разряду «громких», в наибольшей степени это касается авиаперелетов. Другие — более «тихие», но всё же время от времени в сводки новостей попадают сообщения о происшествиях на железных дорогах или авариях на шоссе. А вот о трагедиях на пассажирских теплоходах мы, к счастью, слышим сравнительно редко.
Тем не менее катастрофы на воде случались и случаются. Другое дело, что не все эти случаи получали широкую огласку.

«Чёрный список»
В 1948 году, например, газеты скупо сообщили о несчастном случае на теплоходе «Победа», который шёл спецрейсом из Нью-Йорка в Одессу. До прибытия в порт назначения оставался всего день, но тут на борту начался пожар. По официальной версии, во время перемотки воспламенилась киноплёнка. Случилось это в кладовой, откуда пламя быстро распространилось по всему кораблю. Даже подать сигнал бедствия вовремя не получилось, потому что рация практически сразу сгорела. На судне погибли более 40 человек, в том числе китайский маршал Фэн Юйсян, герой войны с Японией, известный политик, так что версия поджога возникла незамедлительно.

В августе 1950 года в Риге, на Даугаве, затонул прогулочный пароход «Маяковский». День выдался жаркий, желающих прокатиться по реке было много, и толпа просто не дала выйти пассажирам с предыдущего рейса. Люди буквально штурмовали «Маяковский», и в итоге судно накренилось и стало черпать воду. На прогулочном теплоходике, рассчитанном на 150 человек, разом оказались 350. Около 150 человек погибли, в том числе много детей.

В июне 1983 года трагедия произошла на Волге. Пассажирское судно «Александр Суворов» близ Ульяновска зашло под низкий, несудоходный, пролёт моста. У теплохода снесло рубку и верхний отсек, а в это же время по мосту шёл грузовой поезд, который не успел сбросить скорость. Погибли 176 человек, в основном зрители, находившиеся в это время в кинозале на верхней палубе «Суворова».
 «Александр Суворов» после катастрофы. (factroom.ru)

В начале 1986 года затонул теплоход «Михаил Лермонтов», правда, далеко от родных берегов. Это был один из немногих советских международных круизных лайнеров, и путешествовали на нём в том числе иностранные туристы. Проходя по проливу Кука, «Лермонтов» наткнулся на подводную скалу и получил огромную пробоину. Погиб тогда один человек.

И хотя среди перечисленных катастроф были и такие, которые повлекли большие жертвы, гибель «Адмирала Нахимова» стоит в этом ряду особняком. 31 августа 1986 года в нескольких километрах от порта Новороссийска пассажирский пароход столкнулся с грузовым судном «Пётр Васёв». «Нахимов» затонул всего за 8 минут. В Чёрном море погибли более 400 человек, что сделало эту трагедию одной из крупнейших с советскими гражданскими судами.

Пароход с историей
«Адмирал Нахимов» был пароходом более чем заслуженным, год его постройки — 1925-й. Изначально это было немецкое судно «Берлин», которое использовали как круизное, а во время войны переоборудовали в плавучий госпиталь. В 1945 году на Балтике «Берлин» подорвался на мине и затонул. В 1947-м его подняли, отремонтировали на верфях Кронштадта, а потом ещё и в ГДР, и после этого уже под названием «Адмирал Нахимов» судно отошло Черноморскому морскому пароходству.
«Адмирал Нахимов», схема устройства. (admiral-nakhimov.net.ru)

К 1986 году «Нахимову» перевалило за 60. Однако даже сегодня средний возраст пассажирских судов, которые эксплуатируются в России, превышает 40 лет. Правда, речь в данном случае идёт о речных лайнерах, которые служат дольше морских. Но «Нахимов» проходил последний перед крушением ремонт в 1985 году, и срок его службы продлили.

Пароход был для своего времени роскошным. Для пассажиров на палубе имелось два бассейна, кинозал, танцевальные залы, библиотека, несколько салонов, ресторан, бар и т. д. В последнем рейсе на борту было чуть больше 1200 человек, в том числе порядка 300 членов экипажа.

А что случилось?

31 августа в 22 часа пароход вышел из Новороссийска и взял курс на Сочи. Отправление пришлось задержать примерно на 10 минут — ждали начальника КГБ по Одесской области генерал-майора Крикунова, который путешествовал с семьёй. Со стороны Босфора навстречу «Нахимову» шёл балкер (сухогруз) «Пётр Васёв», перевозивший зерно. Через диспетчерскую порта заранее был согласован маршрут, по которому суда будут расходиться.

«Нахимов» вышел из акватории порта, и капитан Вадим Марков спустился в каюту, оставив на мостике второго помощника Александра Чудновского. Тот постоянно был на связи с «Васёвым», где вахтенный третий помощник капитана подтверждал, что всё идет по плану.

На деле суда шли друг на друга. Когда вахтенные поняли, что «Нахимов» и «Васёв» не расходятся, дали команду «задний ход». Но оба судна были слишком тяжёлые, поэтому разойтись не успели. На скорости примерно 10 км/ч сухогруз вошёл в правый борт «Нахимова».

У «Васёва» был так называемый бульб — утолщение в передней подводной части, которое сыграло роль тарана. «Нахимов» затонул за считаные минуты: площадь пробоины составила 80 кв. м. К тому же из-за жары и проблем с вентиляцией иллюминаторы на нижних палубах не были задраены, поэтому вода поступала ещё быстрее.
 «Пётр Васёв». (admiral-nakhimov.net.ru)

Спасательными работами руководил капитан Новороссийского порта Георгий Попов.
На помощь пострадавшим пошли все свободные суда, часть пассажиров добрались до берега вплавь.
Большинство погибших, а их было 423 человека, — это те, кто не смогли выбраться из своих кают.
Кроме того, во время быстрого крена многих сбивали с ног незакреплённые шезлонги, бочки и т. д. 
Люди бросились в коридоры, спешили разбудить детей, поэтому возникла паника и давка.

Помощник капитана Александр Чудновский, поняв, что произошла трагедия, спустился в свою каюту, задраил её и пошёл на дно вместе с судном.

До последнего оставался на палубе капитан Марков, но, когда «Нахимов» затонул, его вытолкнул на поверхность образовавшийся воздушный пузырь. Даже находясь в воде, Марков продолжал организовывать спасательные мероприятия.

«Пётр Васёв» при этом оставался на плаву и даже спускал на воду шлюпки. Но, как выяснило потом следствие, сделал он это только один раз и подобрал порядка 70 человек.
Повторно шлюпки на воду не спускали, а сухогруз «работал машиной передним малым ходом и передвигался в районе плавающих в воде людей и плотов» (из заключения следствия).
Учитывая панику, темноту и разлитые на воде масло и краску, ситуацию «Васёв» только усложнял.

Расследование
Для расследования обстоятельств катастрофы была создана правительственная комиссия, которую возглавил первый заместитель председателя Совета министров СССР Гейдар Алиев. Руководителем следственной бригады был один из самых опытных сыщиков Генпрокуратуры РСФСР Борис Уваров.
 Гейдар Алиев в Новороссийске. (admiral-nakhimov.net.ru)

Капитанам судов инкриминировали статью 85 УК «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта», максимальное наказание по которой — лишение свободы на срок до 15 лет.

Но дело было громкое, поэтому на следователей начали давить, чтобы переквалифицировать обвинения по статье 102 «Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах». Она предусматривала или лишение свободы на тот же срок, или смертную казнь.
Однако Уваров настоял на том, что переквалификация невозможна.

Следствие подгоняли, и оно прошло максимально оперативно, учитывая объём проделанной работы. Суд начался 12 марта 1987 года.
Основную вину возлагали на капитана сухогруза Виктора Ткаченко, который допустил опасное сближение судов.

Капитана «Нахимова» Маркова обвиняли в том, что во время манёвра его не было на мостике, не были задраены иллюминаторы и двери водонепроницаемых переборок. Это ускорило погружение корабля. Капитана защищал адвокат Иосиф Кисенишский, который в своей речи обращал внимание на соблюдение Марковым всех существовавших инструкций.

Однако незадраенные водонепроницаемые переборки были, безусловно, его упущением. Суд приговорил и Ткаченко, и Маркова к 15 годам лишения свободы, оба были освобождены досрочно в 1992 году.
 Бывшие капитаны Вадим Марков и Виктор Ткаченко в суде. (news.crewmarket.net)

Причины катастрофы
Почему же два судна, заранее согласовавшие манёвр, всё-таки столкнулись? Тут сошлось сразу несколько обстоятельств. «Адмирал Нахимов» шёл без лоцмана. На выходе из акватории порта Новороссийск его направлял диспетчер берегового поста регулирования движения судов, однако к моменту столкновения пароход уже вышел из зоны его контроля.

Вахтенные двух судов следили за курсом друг друга по приборам, которые неточно отображали изменение пеленга. Как показал потом матрос Смирнов, который находился на мостике «Нахимова», помощник капитана несколько раз корректировал курс на 5 градусов, и это изменение приборы, скорее всего, не зафиксировали.

Правда, погода и видимость в этот вечер были хорошие, так что опасное сближение можно было заметить визуально, но на «Васёве» этим пренебрегли. Как показывал Смирнов: «Я должен был следить за курсом, но боковым зрением всё же видел, как справа надвигаются на нас огни «Васёва».

Чудновский сорвал трубку — «"Пётр Васёв», немедленно застопорите ход!». Вахтенный помощник Зубюк, работавший на «Васёве», отмечал, что капитан грузового судна ориентировался только на приборы и сбросил скорость слишком поздно.

Правда, в этой ситуации есть ещё один косвенный виновник — Новороссийский береговой пост регулирования движения судов.

По существовавшим правилам, пропускать должен был «Адмирал Нахимов», так как он имел встречное судно справа. Но диспетчеры по непонятной причине перевернули ситуацию и распорядились, чтобы пропускал «Васёв», что противоречило нормативам. Не исключено, что именно с этим была связана нервозность помощника капитана Чудновского, которую вспоминали свидетели на следствии. Вполне возможно, что при классическом, правильном, расхождении суда могли избежать столкновения.
 Памятник погибшим на мысе Дооб. (vsedostoprimechatelnosti.ru)
К сожалению, список жертв этой катастрофы позже пополнился ещё двумя людьми — при попытке поднять тела утонувших погибли два водолаза. После этого было решено все работы прекратить, а «Нахимов» оставить на дне Цемесской бухты, где он находится и сегодня.


МАГАДАНСКАЯ СЕМЬЯ
НА РУССКОМ «ТИТАНИКЕ»
 ИСТОРИЯ ЛЮБВИ И ГЕРОИЗМА. 
ТРУСОСТИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВА. 
ПАМЯТИ И ЗАБВЕНИЯ

Великий сказочник Андерсен самые красивые истории
о любви завершал словами: «Они жили долго и счастливо. И умерли в один день». Детям эта фраза непонятна: у сказки должен быть хороший конец, а здесь - смерть. 

Мальчики и девочки становятся взрослыми, но не всем им, уже читающим сказку собственным детям, дано постичь мудрость этой фразы, суть которой - великая любовь. Или хотя бы вспомнить ее в счастливые или трагические минуты своей жизни.

Вот что в канун 22-й годовщины со дня гибели теплохода «Адмирал Нахимов» рассказала о семье Пономаревых Тамара Павловна Забуга, ныне живущая с мужем на Алтае. В то время она работала техником в отделе капитального строительства Магаданского морского торгового порта.

В 1976 году сюда из Белгорода-Днестровского, Одесской области, был направлен инженером ОКСа Геннадий Петрович Пономарев. С условием, как гласит документ, чтобы он «временно воздержался от совместного приезда с другими членами семьи: по прибытии в Магадан вам будет предоставлено место в общежитии - другими возможностями порт в настоящее время не располагает». 

Так в те годы начинали свою жизнь на Севере почти все специалисты - через койко-место в общежитии, через коммуналки, через квартиры людей, уехавших в длительные колымские отпуска.

Но его юная жена Наталья, студентка Одесского института, дожидаться «других возможностей» Магаданского порта не стала: получив диплом, тут же взяла билет на Магадан, и была принята экономистом в мастерскую по ремонту медтехники. А потом - морпорт, инженерная должность в плановом отделе.

С тех пор, продолжает свой рассказ Тамара Павловна Забуга, мы крепко подружились. Как полагали, на всю жизнь, так оно и случилось. 

Праздники отмечали вместе, тем более что одна дата, как это ни удивительно, оказалась общей: старшая и очень долгожданная дочь Наташи и Геннадия Таня родилась в один день с Тамарой - 15 мая. 
И обе семьи шутили: такое удачное совпадение, никогда даты не перепутаешь. А еще через несколько лет родилась Анечка.

На день, о котором мне рассказала по телефону наша алтайская землячка, у Пономаревых было всё, о чем мечтала в те годы обычная магаданская семья: любимая работа, связанная с морем, - в роду у обоих сплошь моряки и портовики, двое детей, собственная отдельная квартира и, наконец, машина.

Молодой специалист Геннадий Пономарев очень быстро вписался в северный коллектив. Профессионал, начинавший свой путь с рядовой матросской должности, рационализатор, человек очень надежный и в работе, и в дружбе, он вскоре становится незаменим в родном отделе капитального строительства, его назначают исполняющим обязанности ОКСа, а затем и начальником.

Еще через несколько лет коммунисты избирают его секретарем партийной организации порта. Почему-то сейчас сложилось мнение, что коммунисты-производственники, и тем более их вожаки, были сплошь карьеристами. 
Да ничего подобного, этих людей никак нельзя путать с партийными бонзами, кстати, у нас на Севере даже люди в высоких кабинетах в большинстве своем оставались людьми.

Что касается Геннадия Петровича Пономарева, то о его общественных делах можно сейчас, с высоты минувших лет, судить по выступлениям в газете. 

В частности, рассказывая о шефской работе портовиков в 21-й школе, о ремонте, отсыпке и разметке стадиона, о театрализованных постановках и дискотеках, работе с родителями, секретарь парткома поднимает и нерешенные проблемы, в том числе и финансовые, характерные и для других шефствующих предприятий Магадана. 
Не правда ли, все это в корне отличается от так называемой спонсорской поддержки?

Со дня приезда главы семьи в Магадан прошло ровно десять лет. Не так уж много, но и не так уж мало. Что сулил им новый, 1986 год, который Наталья и Геннадий встречали с друзьями?
- В тот вечер, - вспоминает Тамара Павловна, - и Геннадий, и Наташа особенно много шутили и смеялись, они вообще по натуре были оптимистами, а Наташа - просто хохотушка: и сама любила пошутить, и чужой шутке посмеяться. 

А тут внезапно, после паузы, она вдруг и говорит: «Знаешь, Гена, наверное, нам выпадет счастье умереть в один день». 
Я посмотрела на Гену: у него лицо стало серьезным, и, не сводя взгляда с жены, он кивнул ей. Я даже рассердилась: нашли о чем говорить, давайте уж лучше танцевать. Оба они были хорошими танцорами. 

Это было 31 декабря. А 31 августа, день в день, спустя ровно восемь месяцев, они танцевали на палубе теплохода «Адмирал Нахимов». И это могло бы спасти им жизнь. Но Наташе жали новые туфли, и она спустилась в каюту сменить обувь.

Случись это на несколько минут раньше, возможно, жизнь Геннадия и Наташи была бы спасена: у тех, кто находился на верхней палубе, шансов выжить было несравнимо больше. 

Но именно в то время, когда Наташа зашла в каюту, «Петр Васев» протаранил правый борт «Нахимова». О причинах кораблекрушения написано довольно много, я не буду повторяться. 

Скажу только о том, что бесспорно установлено следствием и судом: капитан Марков ушел с капитанского мостика, передоверив обязанности Чудновскому, который, несмотря на приличный морской стаж, никак не мог считаться профессионалом. Море явно не было его стихией, уютно он чувствовал себя лишь с партийными бумагами. 

Капитан «Петра Васева» Виктор Ткаченко, в отличие от Чудновского, был профессионалом, но здесь он слишком доверился технике, аппаратуре и не видел метаний Чудновского, которые можно было рассмотреть невооруженным глазом. 

А когда скомандовал: «Полный назад!» - было поздно: «Нахимов» получил огромную пробоину в правом борту...

Кажется, в те времена еще не существовало выражения «фильм ужасов». Но то, что случилось в ту ночь, иначе не назовешь. И люди, и трупы, плавающие в морской воде, были измазаны синей краской, вытекающей из погибшего «Нахимова».

Находились подонки, которые пытались отнять жилеты у самых беззащитных - у женщин и детей.

Спасенных отвозили в морвокзал, затем в гостиницы, где их пытались отмыть от краски - некоторые не могли открыть глаза из-за слипшихся ресниц. Людей пытались успокоить, отогреть, но они вновь рвались к морю - в надежде найти там своих близких. Или хотя бы их тела.

В те дни я отдыхала в Геленджике, что в двух шагах от Новороссийска. И, естественно, целой группой мы поехали туда, узнали то, о чем не писали газеты, не говорили по ТВ. 

Правительство клятвенно заверило людей, что наверх будут подняты все погибшие. Но внезапно без объяснений поиски были прекращены. Новороссийцы рассказывали, что не только физической, но и психологической нагрузки не выдержали военные водолазы. 

Говорили, что кто-то из них даже сошел с ума. Документальных подтверждений тому нет, но какие нужно иметь нервы, чтобы хранить хладнокровие в танцевальном зале, ставшем ловушкой; чтобы разбирать завалы из трупов, перекрывавших дорогу на палубу.

Когда судно стало тонуть, Геннадий Пономарев не стал вместе с другими прыгать за борт, а побежал вниз за женой. Но дверь из карельской березы заклинило. Выбить ее было просто невозможно. А он кидался и кидался на эту последнюю преграду между ним и женой. Его лицо, его руки и ноги были разбиты. 

Видимо, Наташа за эти краткие минуты, что остались до затопления, поняла бесполезность попыток мужа. Тридцатилетняя женщина стала абсолютно седой.

Вот уже третье десятилетие ломают головы эксперты, моряки, журналисты и, конечно же, родные сотен погибших: как могло случиться, что огромный красавец-лайнер, который только-только вышел из Новороссийского порта почти с тысячью пассажирами на борту, был протаранен единственным судном, идущим в порт, - теплоходом «Петр Васев»? 

Причем оба экипажа видели друг друга, а оба капитана считались лучшими на Черноморье? Версий рождалось много, от мистических до самой излюбленной в советские времена - диверсия. 

Тем более что «Нахимов» - это, вообще-то, «Берлин», доставшийся нам в качестве трофея Второй мировой войны. Что касается его второго названия, то оно переносит нас на Малахов курган, в город русской славы и город нашего национального позора - Севастополь. 

А как иначе рассматривать тот факт, что море пролитой российской крови - ничто по сравнению с каплей чиновничьих чернил, сначала Хрущева, потом Ельцина, отдавших нашу землю чужому государству?

Здесь, на Малаховом кургане, штуцерной пулей смертельно ранен адмирал Павел Степанович Нахимов. Спустя годы названный в его честь грузовой пароход гибнет во время шторма у берегов Турции. Это XIX век. 

В 1905 году в Цусимском сражении от боевых повреждений тонет броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», чье имя уже после Второй мировой войны получает пассажирский пароход, спущенный со стапелей еще в 1925 году. 
Двадцать лет он служил Германии, еще сорок - Советскому Союзу и готовился, как это водится не только у людей, но и у кораблей, к заслуженному отдыху, о чем, конечно, и не подозревали пассажиры белоснежного красавца величиной с пятиэтажный дом, с роскошными, с точки зрения советского человека, интерьерами. Ведь до войны это судно возило туристов, связывало Европу и Америку, Старый и Новый свет.

Переименованный «Берлин» выполнял эту приятную миссию и в Советском Союзе, пока не стало ясно: конструкция парохода уже давно не отвечает требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, принятой еще в 1948 году, и уж тем более не соответствует конвенциям 1960-го и 1975 годов.

Хотя это не мешало судну более чем активно участвовать в событиях Карибского кризиса, когда планета находилась на грани Третьей мировой войны, - «Нахимов» перевозил на Кубу солдат в штатском, кстати, было их в два раза больше, чем позволяли правила. 

Носила эта операция, как ни странно, название «Анадырь». Может, потому, что - было время - судно планировали отправить к нам на Крайний Северо-Восток: не всё же возить заключенных в трюмах на «Джурме», можно и в каютах. Тем более что на Колыму ехали вольнонаемные, и желающих с каждым годом становилось всё больше.

Как сложилась бы судьба «Нахимова», будь его портом приписки Магадан или Чукотка, произошла бы эта катастрофа, занесенная в число ста великих катастроф мира не только из-за странностей этого дела, не только из-за количества погибших при кораблекрушении, но и из-за невероятной скорости ухода судна под воду, - неизвестно.

«Титаник», напоровшийся на айсберг в Атлантике, который, как консервным ножом, вскрыл его обшивку размером в 90 метров, продержался на воде два часа сорок минут. 

Итальянский пароход «Андреа Дория», столкнувшийся со шведским теплоходом «Стокгольм», получил сходные с «Нахимовым» повреждения. Но на плаву он продержался одиннадцать часов, и все его пассажиры были спасены. Хотя и случилось это за тридцать лет до катастрофы под Новороссийском.

«Адмирал Нахимов» затонул в рекордно короткое для теплохода такого класса время: за семь-восемь минут. 
Есть в этой трагедии, как, наверное, и в каждой другой, элементы фатализма, роковых стечений обстоятельств, непредсказуемость действий человека - именно в те годы появилось столь привычное на сегодняшний слух словосочетание «человеческий фактор». 

И всё это - на фоне морально устаревшего судна, кадровой неразберихи, - судно, снятое с загранплаванья, не особо интересовало руководителей Черноморского пароходства.

Но пока речь не о том, не о том просила журналистов «Колымского тракта» и бывший библиотекарь Магаданского морпорта Тамара Никаноровна Сафошина, придя в редакцию. 

Она сказала, что магаданцы должны знать историю любви и гибели Геннадия и Натальи Пономаревых, двух из 425 погибших в ту ночь. 359 из них - пассажиры, 64 человека - экипаж. 

И еще было два водолаза, нашедших свою смерть на затонувшем корабле во время поисковых работ. На мысе Дооб, в двух милях от места гибели «Нахимова», установлен памятный знак.

Из плоской части постамента поднимается стилизованная железобетонная волна-воронка. В центре пола замкнутой части установлена композиция из семи труб-стоек разной высоты - символ оборвавшейся жизни людей разных возрастов. 

Они находятся внутри чугунного литого венка. Верхняя часть труб срезана, центральная тоже срезанная - память о погибшем пароходе. В стальную мемориальную плиту вмонтированы часы, поднятые со дна моря.
Стрелки навсегда замерли на времени гибели судна: 23 часа 20 минут. 

Внутри знака волны-воронки - 24 металлические плиты с именами. Они идут по алфавиту. Наши земляки - в середине списка. Отсюда, с обрыва, видны буи, обозначающие место гибели судна.
Памятный знак разработан, спроектирован и построен в рекордно короткий срок - за один год. Наверное, это была первая катастрофа в СССР, о которой страна заговорила в полный голос. 

Молодое поколение, взращенное на криминальных, полукриминальных новостях, хрониках катастроф, и представить себе не может, что о Ташкентском землетрясении, унесшем столько жизней, наши СМИ сообщили следующее: в результате подземных толчков в столице Узбекистана в некоторых домах осыпалась штукатурка. 

И даже по поводу Чернобыльской катастрофы советское руководство не делало никаких заявлений. Три дня мир находился в полном неведении, пока ядерщики Швеции, США и Японии не зафиксировали повышенную радиацию.

Случилось это всего за четыре месяца до гибели «Нахимова». Правда, и здесь с освещением событий было не всё так просто. Сочинцы, пришедшие встречать своих друзей и родных, узнали о гибели русского «Титаника» не из новостей радио, не из программ ТВ, а из телефонных звонков новороссийцев.

Зато далее случилось то, что с нашими СМИ никогда не случалось ранее - они получили возможность давать слово пострадавшим, тем, кто выжил, тем, кто потерял в катастрофе своих близких, в основном детей, и взрослых, и совсем маленьких. И это были не отредактированные, отлакированные выступления, а просто крик души.

Мне особенно запомнилось письмо матери, опубликованное или в «Огоньке», или в «Смене», - тогда почтовые ящики магаданцев буквально ломились от подписной литературы. 
Мать погибшего юноши задавалась горьким вопросом: зачем она вырастила сына таким? Готовым, жертвуя собой, спасать других, слабых, неспортивных, не умеющих держаться на воде? Неужели их жизнь дороже жизни ее единственного сына? 

И никаких редакционных комментариев, никаких нравоучительных ответов, что для советской прессы тех времен дело немыслимое. Но бомба была уже вброшена, люди задавались вопросом: как получилось, что женщин погибло вдвое больше, чем мужчин? Из кино, из книг о кораблекрушениях все мы помним фразу:
- Женщины и дети спускаются в шлюпки первыми.

Следом мужчины-пассажиры. И лишь затем экипаж. Капитан покидает корабль последним. Но из почти девятисот пассажиров погибло 359, а из 340 членов экипажа, чей первостепенный долг - спасение пассажиров, погибло 64 человека. Цифры, как видим, несопоставимые.

Черными буквами в историю мореплавания отныне вписано имя старшего пассажирского помощника капитана Владимира Просвирнина. Это он должен был руководить спасением пассажиров после столкновения судов. 
Где находился старпом, когда в кромешном аду моряки во главе с боцманом скидывали в море плоты, направляя туда пассажиров? Когда девочки-бортпроводницы раздавали спасательные жилеты и ключи от кают, куда к спящим детям рвались обезумевшие родители: закрывая двери, ключи полагалось сдавать на щит. 

Уже сегодня, в канун 22-й годовщины, музыкант, помогавший боцману скидывать плоты, рассказал, как кричал бортпроводницам:
- Прыгайте в воду! Иначе - конец!
Но девушки продолжали свою работу. Спасая пассажиров, они собственные жизни спасти не сумели. Но это только маленький кусочек картины. 

Общая картина - это паника. К старшему пассажирскому помощнику Просвирнину - первому человеку на судне, отвечающему за жизнь пассажиров, - бросаются женщины-бортпроводницы, кассир, официантка.
- Владимир Емельянович, что делать? 
На ходу натягивая спасательный жилет, он бросает:
- Что хотите, то и делайте.

И пока одни люди спасают других людей, Просвирнин уже на плоту. И, как показали выжившие свидетели, главный «спасатель» пытается оттолкнуть от плота людей, просящих о помощи. 
К счастью, его не слушают. Так, юный стажер втягивает на плот женщину-кассира, которая до того вывела на верхнюю палубу две группы людей.

Стажеров на судне было более шестидесяти. Фактически это стало тенденцией: наряду с провинившимися где-либо капитанами отправлять на «Нахимов» стажеров. Одних - на обучение, других - на исправление. За последние семь лет они сменялись ежегодно. Капитан Марков, снятый с международной линии, был восьмым. Со стажерами фактически никто не занимался. 

Некогда образцовое судно, которым 20 лет - без единой аварии - руководил Николай Антонович Соболев, превращалось в отстойник. Придя с внуком в качестве гостя на «Нахимов», седой капитан с горечью обнаружил разграбленный судовой музей, с ужасом отметил, что в каюте нет спасательных жилетов, о проведении учебных тренировок здесь уже забыли. 

Соболев же проводил их и в штиль, и в шторм, и днем и ночью. Он отлично понимал, что двухъярусная, еще с 20-х годов, система шлюпок на «Нахимове» не выдерживает никакой критики и является самой несовершенной среди всех судов Черноморского побережья.

Но в пароходстве тревоги капитана не разделяли, и ему ничего не оставалось, как тренировать экипаж для работы в экстремальных условиях. Вряд ли бы такой человек и специалист, как Просвирнин, удержался бы у Соболева в качестве помощника. 

А вот Маркова, который весь был в переживаниях по поводу снятия его с международных линий, Просвирнин устраивал: известно, что трусливые, бесчестные люди очень легко приспосабливаются к обстоятельствам, знают, как надо угодить начальству. Не только на судне, но и на берегу. 

Потому и в пароходстве закрывали глаза на конфликты пятидесятилетнего Просвирнина с молодыми девушками из экипажа, которые отказывались удовлетворять его похоть.

Он и в этот последний рейс незаконно провёл на борт 22-летнюю Марину. Назвал своей невестой и даже попросил её руки у матери девушки. В ту ночь он бросил Марину умирать на судне, в баре, сам же успел заскочить в каюту, прихватить документы с деньгами, а затем спрыгнуть на плот.

Просвирнин оказался неподсуден, несмотря на факты, которые буквально кричали о его виновности в гибели по крайней мере части пассажиров, которых можно было бы спасти. И не только пассажиров. В морских волнах вверх ногами плавали тела женщин - членов экипажа - даже они не знали, как правильно надеть жилет.

Весь удар следствия и суда пришелся на двух капитанов Виктора Ткаченко (сухогруз «Петр Васев») и Вадима Маркова. Велись даже разговоры о том, что их надо бы расстрелять, и тем самым выпустить пар - к гласности наши власти не привыкли, и замять дело, как это заведено было ранее, уже не удавалось. 

Суд сделали открытым, что невозможно было в прежние времена, да и вряд ли может произойти сегодня. Обвинение предоставило слово матерям и отцам погибших детей - большую часть пассажиров составляли люди молодые, в том числе и 16 пар женихов и невест, только что зарегистрировавших свой брак. 

Путевки в престижный и недешевый круиз им подарили родители, которые, естественно, и предположить не могли, какая обстановка царит на «Нахимове» и в пароходстве, спасательная служба которого финансировалась по остаточному принципу.

Правительственную комиссию возглавлял известный деятель, член Политбюро ЦК КПСС, кагэбист с огромным опытом Гейдар Алиев. Вся боль родных, весь гнев и ужас от безысходности были направлены на капитанов «Васева» и «Нахимова». 

С одной стороны, всё понятно. А с другой - заставляет подумать о невидимой руке режиссера, умело закрывающей людям глаза на истинную причину трагедии, названную впоследствии Системой.

Берег, пароходство, министерство - все остались в тени. Как говорили самые уважаемые моряки в те годы, и они продолжают утверждать это сегодня, капитаны Ткаченко и Марков виновны в столкновении судов, но не в последствиях кораблекрушения, унесшего жизни стольких людей, съехавшихся в этот круиз со всех концов Советского Союза, со всех братских республик.

Наверное, потому и оказался неподсуден старший помощник капитана Просвирнин - потяни за одно звено, размотается целая цепь виновников из кабинетов, один выше другого. 

В освещении этой трагедии гласность так и не переросла в свободу слова, хотя журналисты Новороссийска и центральных СМИ честно и профессионально выполняли свой долг. 

Удивительное дело, но ангажированными оказались и авторы целого ряда книг, в том числе и такой, как «100 великих катастроф», где нет ни слова о причинах гибели такого огромного количества людей. Все выдержано в лучших советских традициях. Не веря глазам своим, смотрю на год издания - 2001-й, на дворе XXI век.

Непоследовательность, противоречивость, как всегда, характеризует Интернет. Но есть среди других книга Давида Чапкиса «Гибель «Адмирала Нахимова», изданная еще в 1995 году, где на основе многочисленных свидетельских показаний и документов, протоколов, заключений экспертов, журналистских расследований прямо и без обиняков назван истинный виновник трагедии - сама Система.

Понятно, почему Система была заинтересована в сокрытии имен чиновников, причастных к трагедии, но почему не были названы настоящие герои, чьи имена должна знать страна? А этим людям, как с горечью сказал боцман Вилен Лобода, даже спасибо не сказали.

...Второй механик В.М. Белан, когда произошло столкновение и судно мгновенно обесточилось, был свободен от вахты. Длинная черная пауза, крен судна был уже катастрофичен. Механик Белан бежит вдоль борта. Расстояние до поверхности моря уменьшается с каждой секундой и прыжок в воду, наверное, притягателен до безумия. 
Но от спасительной кромки судна Белан уходит, добирается до аварийного дизель-генератора и запускает его. Тьма исчезает, загораются лампы во всех коридорах, вестибюлях, у трапов.

Свет горел примерно 1-2 минуты. Благодаря этим белановским светлым мгновениям люди смогли открыть двери кают, выбраться на открытые палубы и спастись. Невозможно не согласиться со словами Чапкиса о том, что механик Белан, у которого были очень высокие шансы на спасение, заслужил доброе всенародное слово и государственную награду. 

Оба капитана - и Марков, и Ткаченко - получили по 15 лет. Причем приговор суда по «нахимовскому» делу был окончательным. 85-я статья УК РФ относилась к государственным преступлениям, по которым не допускались ни обжалования, ни апелляции.

Говоря о честных журналистах-профессионалах, нельзя обойти молчанием и роль подручных (так и хочется сказать - заплечных) партии и правительства, освещающих ход следствия и суда. 
Как всё это по-советски, в лучших традициях непогрешимости органов. Сухогруз «Петр Васев» привез зерно из Канады. Не Ткаченко поставил нашу страну - некогда экспортера - в зависимость перед другими странами, и не только в хлебе. 

Там, за рубежом, моряки приобретали хорошую одежду, обувь. Вот на этом отыгрывается недобросовестный журналист, описывая импортную рубашку капитана Ткаченко, высказывая предположение, что теперь он нескоро закурит сигарету зарубежной фирмы.

Так нагнеталась обстановка, так формировалось общественное мнение, так под руководством Алиева уходили от ответственности более высокие начальники, нежели капитаны, допустившие роковую ошибку и одновременно ставшие заложниками Системы. 

Лучше бы подручные властей обнародовали тот факт, что в момент столкновения судов «большинство матросов «Васева» находилось на так называемой самопрогревке, этой позорной для советских моряков операции. 
За рубежом разрешалось приобрести товар лишь на определенную сумму. Не дай бог она была выше. Вот поэтому перед входом в родной порт члены экипажа должны были шерстить сумки и чемоданы друг друга.

Вадим Георгиевич Марков за границу, как было сказано, уже не ходил. Однако, по мнению суда, чтобы вернуться на международную линию, капитан пригласил в круиз начальника Управления КГБ по Одессе и Одесской области Крикунова вместе с семьей - женой, дочерью и внуком Вадиком. 

Те, кто выжил, хорошо запомнили импозантную пожилую пару, которая с дочерью и маленьким мальчиком, уже опаздывая, взошла на трап перед самым отплытием. По предположениям следователя, именно ради карьеры Марков оставил мостик и пошел беседовать с генералом.

Но этого не может быть. Крикунов-старший (погибла вся семья) был найден водолазами без верхней одежды - в таком виде он не стал бы принимать капитана.

Неправда и то, что Крикуновы ехали в люксе без путевок. Если бы это было так, зять не получил бы компенсацию за четырех погибших членов семьи.

Еще одна ложь, прозвучавшая по ЦТ уже в эту годовщину из уст следователя по особо важным делам: Марков вместо того, чтобы нажать тревожную кнопку, послал матроса оповестить о столкновении начальника УКГБ. 

Не мог Марков нажать кнопку - судно было обесточено. Все команды, кстати, признанные экспертами грамотными, он отдавал голосом. И на своем посту находился с помощниками до последней секунды, пока их не вытолкнуло волной.

Говорят, что время всё расставляет по своим местам. Однако чем дальше от нас события  той трагической ночи, тем больше появляется лжи. В тот же августовской передаче 2008 года тот же руководитель следствия Б.И. Уваров высказал предположение:
- Марков недолюбливал Чудновского, и поэтому специально оставил его на мостике - посмотреть, что из этого получится.

Но уж данная версия, как говорится, ни в какие ворота. Тем более что сто раз было обговорено и доказано: ситуация, при которой должны разминуться два судна, была ординарной, потому Марков и покинул мостик. Что касается Чудновского, то еще в те годы героический боцман Лобода сказал:
- Не будь Системы, не было бы на мостике и Чудновского.

Сегодняшние же измышления бывшего следователя Генпрокуратуры по особо важным делам не что иное, как желание оправдать заказной характер и ход ведения следствия, и ход ведения суда. 
Чем еще ценна книга Чапкиса, так это тем, что он проследил в главе «Проза трагедии (Возмещение») целый ряд судеб после августа 1986 года. Вот одно из заявлений в Черноморское пароходство от матери, чья дочь погибла на теплоходе в составе экипажа. 

В свое время девушка неоднократно пыталась встать в очередь на квартиру. Заявление матери подано спустя три года после кораблекрушения. Она пишет, что в комнате 12,6 квадратных метров без окна живет она сама, ее мать, старшая дочь с мужем и пятилетний ребенок. 
Мать погибшей просит пароходство через горисполком, то есть законным путем, ходатайствовать о закреплении за семьей комнаты соседей - те уезжают на ПМЖ за рубеж.

Писем с квартирными вопросами в адрес пароходства очень много. Ведь погибшие, в том числе и члены экипажа, говоря юридическим языком, являлись кормильцами, и с уходом их из жизни зачастую гибла и мечта об улучшении жилищных условий. 

У магаданской семьи Пономаревых проблем с жильем, как мы помним, уже не было. Наконец-то, после всевозможных мытарств, они получили трехкомнатную квартиру. Теперь ее надо было закрепить за детьми трех и девяти лет, которых увезли на материк к родителям Геннадия и Наташи. 
Казалось бы, проблем никаких не будет и быть не должно - святое дело. Но менялись руководители порта, менялись законы, появилась возможность продажи квартир, и дело никак не могло сдвинуться с мертвой точки.

В юбилейный, семидесятилетний для Магаданского порта год - 2003-й - тележурналист вновь задал «квартирный вопрос» руководителям, в ответ услышал туманные ссылки на человеческий фактор. Уже в этом году редакция сделала официальный запрос в адрес порта, но ответа так и не дождалась.

О квартире спросила у меня по телефону и Тамара Павловна Забуга.
- Я же по-прежнему храню все квитанции. Вдруг пригодятся?
Специально по  этому поводу ездила в морпорт и инициатор подготовки этой публикации Тамара Сафошина, но ей в информации отказали - «как человеку постороннему».

Ну, а Татьяну и Анну Пономаревых травмировать лишний раз денежными неурядицами мы не стали. Вдруг деньги не выплачены и по сей день? По просьбе Тамары Никаноровны Сафошиной сёстры рассказали редакции о том, как сложилась их судьба.

«Нам суждено было остаться сиротами в 1986 году. Именно в этом году произошло крушение теплохода «Адмирал Нахимов», где погибли наши родители Наталья Николаевна Пономарева и Геннадий Петрович Пономарев. 
По воле роковой судьбы мама и папа купили билеты, которые в последний момент кто-то сдал. Последствия этой трагедии лишили нас тепла и ласки самых родных и близких людей. 
С тех пор прошло много лет. Сейчас уже и мы стали родителями. Наши судьбы сложились следующим образом.

Младшая, Анна, окончила 11 классов в г. Белгороде-Днестровском. Потом поехала в Одессу учиться. Окончила Одесский государственный экономический университет по специальности бухгалтер. 
Полтора года проработала в Одесском банке «Одесса-Банк» на должности ведущего экономиста. Сейчас находится в декретном отпуске по уходу за ребенком. Дочь - Камила, ей 1 год и 2 месяца. Муж Константин - моряк.

Старшая, Татьяна, окончила 9 классов. Поступила в Белгород-Днестровское медицинское училище на специальность фельдшер. По окончании уехала в Одессу. Окончила Одесский национальный университет, биологический факультет. 

Уже семь лет работает врачом-лаборантом в клинической лаборатории Белгород-Днестровской районной больницы. Муж Александр - прораб. Доченьке Лизочке уже четыре года. Ходит в детский сад, мечтает о школе.
Огромную благодарность хотим выразить воспитавшим нас и давшим путевку в жизнь бабушкам и дедушкам - папиным родителям Лидии Васильевне Пономаревой и Петру Павловичу Пономареву и маминым родителям Анне Исааковне Рыковой и Николаю Семеновичу Рыкову. 

Сейчас живы папин папа - наш дедушка Петя и мамина мама - бабушка Аня. Несмотря на свой почтенный возраст, они не теряют бодрости духа, за что им большое спасибо и низкий поклон.
В Белгороде-Днестровском живет папина родная сестра, наша тетя Наташа (Наталья Петровна), которая тоже всячески помогает нам.
Вот так сложились наши судьбы. Мы очень гордимся родителями, и память о них всегда живет у нас в сердцах!
С уважением
сестры Пономаревы 
Таня и Аня».

Горящую путевку купила мать Наташи. Было это в самый последний момент перед отплытием теплохода. Пономаревы даже не успели сообщить о круизе в Магадан - сотовых телефонов тогда не было. Друзья и предположить не могли, что между гибелью «Нахимова» и отпуском Пономаревых есть какая-то связь.

Известие о их гибели было для магаданцев как гром среди ясного неба. Для ближайших друзей Пономаревых не было вопроса: лететь или не лететь на материк. Вопрос был лишь в том, кто для родителей погибших и для их детей будет полезнее.
 
Отправили двоих - Тамару Павловну Забугу и Петра Антоновича Цисельского. Из Донецка прилетела Любовь Тимофеевна Кострыкина, которая находилась там в отпуске.
Самым страшным было опознание. Прежде чем предъявить тела, завернутые в целлофан, медики буквально обкалывали родственников - иначе они не выдержали бы этого зрелища. Геннадия Петровича водолазы нашли на одиннадцатый день у дверей каюты. А Наташу не могли отыскать, пока родные не сказали:
- Где Гена, там и Наташа.
И действительно, она была в каюте завалена матрасами. Опознавали по приметам: небольшому шрамику на лице и сережкам.

Мать Наташи не могла поверить в то, что в цинковом гробу ее дочь. И хотя это не разрешалось властями, гроб все-таки раскрыли. Но, как говорит Забуга, лучше бы этого не делали.
С похоронами родителям Геннадия и Наташи помогли и портовики Магадана, и портовики Белгорода-Днестровского. На могиле установили памятник, который считается одним из самых красивых на кладбище. На черном мраморе - два лебедя - символ вечной любви.

Дату 31 августа всегда помнят и на Алтае, в селе Глядень, Благовещенского района. Тамара Павловна рассказывает:
- В нашем селе большая магаданская диаспора - около двадцати семей. И, конечно, мы храним память о своих друзьях, чью судьбу так жестоко перечеркнул рок. В этот день мы зажигаем свечи в память о большой любви Натальи и Геннадия, которые жили счастливо, но так мало, и умерли в один день.

Как и все магаданцы, семья Забуга скучает о Севере и приглашает магаданцев на Алтай. Село очень красивое, по-немецки чистое, улицы широкие, дома - из белого силикатного кирпича стоимостью от ста до пятисот тысяч. 
И природа, говорит Тамара Павловна, чем-то напоминает нашу, магаданскую. Словом, как бы то ни было, жизнь продолжается...

Светлана ШЕШИНА
Опубликовано в газете «Колымский тракт» в 2008 г.

Ключевые слова:


Популярное в газете



последние статьи




Прокурор города Магадана и руководители правоохранительных органов проведут совместную встречу с населением

28 декабря 2023 г. в 18 часов 00 минут в МАУК г. Магадана «Центр культуры» запланировано проведение встречи с населением.... Подробнее