Статьи


Путин послал губернаторов «ножками» сходить в поликлиники, как простые люди

ПУТИН ПОСЛАЛ ГУБЕРНАТОРОВ
 «ножками» сходить
 в поликлиники,
 как простые люди
ЗАМЕТКИ С ОЧЕРЕДНОГО ЗАСЕДАНИЯ
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ


В минувшую пятницу состоялось V заседание Магаданской областной Думы седьмого созыва. Оно прошло под председательством спикера Законодательного собрания региона Сергея Абрамова. Депутаты рассмотрели 31 вопрос повестки дня. Принято 18 областных законов в окончательной редакции, 11 постановлений.

Областная Дума заслушала доклады Уполномоченного по правам человека в Магаданской области "О деятельности Уполномоченных по правам человека в Магаданской области в 2020 году", Уполномоченного по правам ребенка о результатах деятельности в 2020 году, а также информацию в рамках "парламентского контроля" о деятельности Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).


По устоявшейся традиции газета "Колымский тракт" в одном из своих ближайших номеров под рубрикой "Думские решения - на всеобщее обозрение" расскажет в деталях и с комментариями специалистов о принятых областных законах и постановлениях.

А сегодня, уважаемые читатели, мне хотелось поделиться с вами лишь некоторыми наблюдениями за событиями из околодумской жизни и вместе с вами поразмышлять, что они могут означать для всех нас - для колымчан.

 
«Все должно быть попроще»
 
Стало неукоснительным правилом то, что в работе регионального парламента в обязательном порядке принимают участие первые лица области, в крайнем случае - их заместители. 
Это - губернаторы Колымы, главные федеральные инспекторы по Магаданской области, представители Правительства региона, Контрольно-Счетной палаты, силового блока, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Мои наблюдения за два десятка лет работы в Магаданской областной Думе позволяют мне сделать выводы о том, как ведут себя в Заксобрании эти "ответственные товарищи". 
Если это, к примеру, заместители глав региона, то они обычно отмалчиваются даже когда на заседании Думы возникает какая-то сложная ситуация. Этой же позиции - "не высовываться, если тебя не спрашивают" - придерживаются и другие "свадебные генералы", за исключением, конечно же, губернаторов.

Губернаторы вели себя, как правило, сообразно своему стилю руководства, сложившуюся в собственных пенатах. При этом "поправку на общественность" все же делали. Первый, общенародно избранный губернатор Валентин Цветков, присутствуя в Думе, яростно вкручивался в ту или иную спорную ситуацию и, как правило, добивался от депутатов проведения собственной "генеральной линии".

Николай Дудов был осторожнее и предпочитал публичному выяснению отношений с депутатами последующую индивидуальную работу с каждым из них в собственном кабинете.

Владимир Печеный, на моей памяти, лишь однажды "круто" схватился в зале заседаний Думы с мэром Магадана Юрием Гришаном по поводу "безнадзорных собак". Было это лет пять назад и до сих пор данная проблема, как известно, не решена.

Нынешний губернатор Сергей Носов, почти три года стоящий у руля Колымы, по-моему, своим вниманием депутатов области не очень-то жаловал. По крайней мере, до последнего времени. 
Одно время он приходил в Думу вроде как "просто отметиться" и после начала заседания уходил заниматься "неотложными делами". В другой раз он посылал своих замов - те, как правило, молчали все заседание.
А если С.К. Носов даже сидел в Думе "от звонка до звонка", что бывало довольно редко, он, как правило, не вступал ни в какие дискуссии.

Впрочем, это могло происходить и в том случае, когда еще до Думы разъяснялись и согласовывались все точки зрения губернаторского ведомства и Заксобрания на те или иные сложные вопросы.
Как бы там не было, но на заседании регионального парламента, состоявшемся в минувшую пятницу, Сергей Константинович выступил аж три раза! 

Что было непривычно и неожиданно, и это были явные экспромты, не готовившиеся заранее - в порядке ведения Думы они не были предусмотрены. 
Выступления эти длились от 10 минут до 15 каждое и я заметил, что председательствующий Сергей Абрамов даже несколько занервничал, поскольку заседание выбивалось из графика. Тем не менее, депутаты очень внимательно слушали главу области.

Думаю, что столь "нестандартное" поведение губернатора Сергея Носова было вызвано совместным заседанием Президиума Госсовета РФ и Агентства стратегических инициатив (АСИ), состоявшемся в Москве накануне. 
Президент России Владимир Путин, который и провел это заседание, в очередной раз обратился к проблемам социальной сферы. Он напомнил, что просил экспертов АСИ внимательно рассмотреть десять наиболее чувствительных и широко распространенных жизненных ситуаций, в которых людям приходится обращаться в органы власти.
"Речь идет, например, о записи ребенка в детский сад или в школу, получении медицинской помощи в поликлиниках или оформлении инвалидности, о поиске работы и повышении квалификации через центры занятости», - уточнил президент.

По итогам анализа этих ситуаций Агентство стратегических инициатив подготовило предложения по преодолению возникающих у граждан затруднений, и теперь Правительству нужно изучить свои подзаконные акты - всевозможные ведомственные письма, приказы и инструкции.

Президент послал губернаторов "ножками" сходить в учреждения социальной сферы - в те же поликлиники - и посмотреть, с какими препятствиями сталкивается обратившийся в них простой человек. "Я не уверен, что данные ведомственной информации всегда объективны", - признался он.

Владимир Путин подчеркнул, что нужно убирать бессмысленные процедуры, которые изматывают людей и заставляют их чувствовать себя униженными.
Правительству России поручено пересмотреть федеральные подзаконные акты, регулирующие порядок предоставленных услуг и выплат в социальной сфере.

Представители АСИ рассказали, что основные проблемы по-прежнему связаны с необходимостью собирать большое количество документов и подписей, а также длительным сроком ожидания услуги, дефицитом информации и хамством работников учреждений. 

Например, неходячим пожилым людям для обслуживания на дому нужно самостоятельно собрать шесть документов и поставить четыре подписи. Места в детском саду в зависимости от региона россиянам приходится ждать от месяца до двух лет, а приема у кардиолога - от 5 дней до 30 и больше.

Неудивительно, что, согласно опросам ВЦИОМ, 60% жителей недовольны доступностью и качеством медицинских услуг, а 40% - образовательных и социальных. Эти данные были озвучены гендиректором АСИ Светланой Чупшевой.
Путин согласился, что ряд критериев оценки учреждений социальной сферы нуждается в пересмотре. "Вот показатели работы центров занятости: Т1. Т2, Т еще чего-то! Чтобы разобраться, надо еще понять, что это такое. Все должно быть попроще", - сказал он.

Президент предложил АСИ разработать методику ежегодного рейтинга качества жизни в субъектах Федерации. Результаты такого рейтинга, по его словам, будут рассмотрены на ближайшем заседании наблюдательного совета организации.

Губернатор Магаданской области С.К. Носов, выступая заседании областной Думы в минувшую пятницу, отметил:
- Вчера я принял участие в работе Госсовета России. Я принимал в нем участие в режиме ВКС. О чем шла речь там? Президент России четко высказал свою позицию о том, что надо убирать бессмысленные требования, необоснованные и иногда откровенно унижающие людей в социальной сфере.
Очень важно для меня лично было, что президент потребовал обратить внимание на индивидуальность каждого региона России. 

Можно построить дворцы спорта, дома культуры, поликлиники, другие социальные учреждения, но если в них не будет правильного, доброжелательного отношения к людям, то деньги, израсходованные на них в рамках социальных проектов, можно считать потраченными зря.

Для реализации социальной инициативы президента в Магаданской области необходимо сделать реинжиниринг всех государственных бизнес-процессов, происходящих в социальной сфере: куда и как обращаются люди за услугами, почему образуются очереди, как работает цифровизация и электронные услуги, как меняется менталитет наших чиновников, работников бюджетной сферы… Только вместе мы сможем выполнить эту задачу.

Владимир Владимирович дал поручение "пройти ногами" по каждому маршруту социальной сферы. Выполнение этой задачи мы вместе с вами, уважаемые депутаты, должны поставить во главу угла всех наших действий. 

Органы власти по вертикали совместно с депутатами в ваших избирательных округах должны осуществить эту работу во всех поселениях области. Мною уже даны соответствующие поручения Правительству региона.

И тогда изменения в качестве социальных услуг в Магаданской области могут быть очень значительными. Люди почувствуют эффект от наших усилий.
При этом необходимо изучить опыт пяти регионов от Сахалина до Камчатки, где проводился эксперимент Агентства стратегических инициатив и все полезное взять на вооружение.

"Подход здесь должен быть предельно понятным: нужно решительно убирать бессмысленные требования, абсурдные нормы и правила, избавляться от всего, что изматывает, а подчас даже унижает людей" - подчеркнул Путин.

ТОНКАЯ НАСТРОЙКА

Магаданская областная Дума в минувшую пятницу приняла Обращение к Правительству Российской Федерации о недопущении нарушения государственных гарантий прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области

В нем, в частности, говорится:
Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживают более 160 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. 
Среди народов, проживающих в Российской Федерации, особое место занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы Севера, КМНС), права которых гарантируются Конституцией Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Для Магаданской области большое социально-экономическое значение имеют вопросы, связанные с ведением традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности, в том числе традиционного рыболовства, осуществляемых малочисленными народами Севера, проживающими на ее территории.

По состоянию на 1 января 2021 года в Магаданской области проживают более 6 000 представителей малочисленных народов Севера, от которых, по данным Охотского территориального управления Росрыболовства, для осуществления традиционного рыболовства анадромных видов рыб поступает более 5 000 заявок ежегодно.

Вступившими в силу 3 апреля 2021 года приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 10 ноября 2020 года №673 "Об утверждении форм заявок на предоставление водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях, рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства) и рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и порядка их заполнения" (далее - Приказ № 673) и приказом Федерального агентства по рыболовству от 10 ноября 2020 года №596 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование" (далее - Приказ №596) определены следующие основания получения разрешения на предоставление водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации:

1. Наличие наименования малочисленного народа Севера в Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года №255 (далее - Единый перечень, утвержденный Постановлением №255) и в перечне коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года №536-р (далее - Перечень, утвержденный Распоряжением №536-р).

2. Регистрация по месту проживания в местах, включенных в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р (далее - Перечень, утвержденный Распоряжением № 631-р).

Несоответствие заявителя - представителя малочисленных народов Севера или общины малочисленных народов Севера указанным требованиям является основанием для отказа в выдаче разрешения на предоставление водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера (далее также - традиционное рыболовство).

При таких обстоятельствах, учитывая, что в настоящее время в Единый перечень, утвержденный Постановлением №255, не включены девять народностей КМНС, проживающих на территории Магаданской области, численность которых составляет 1 342 человека (в том числе: чукчи - 360 человек, эскимосы - 35 человек, камчадалы - 272 человека, орочи -187 человек, ессейские якуты - 459 человек, ульчи, нивхи, шорцы, нанайцы - 29 человек), а также принимая во внимание тот факт, что 2042 представителя малочисленных народов Севера проживают в муниципальных образованиях, не отнесенных Перечнем, утвержденным Распоряжением №631-р, к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (из них: в городе Магадане - 1 935 человек, Сусуманском городском округе - 59 человек, Ягоднинском городском округе - 48 человек), получить разрешение на предоставление водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности в Магаданской области не смогут в общей сложности 2 787 представителей малочисленных народов Севера, что составляет 43% от общей численности КМНС, проживающих в регионе.

Помимо этого, порядком заполнения заявок на предоставление водных биологических ресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства, утвержденным Приказом № 673, предусмотрено предоставление членами общины малочисленных народов Севера заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке копий документов, удостоверяющих личность, подтверждающих адрес регистрации члена общины по месту жительства, документа (решения), на основании которого лицо, относящееся к коренным малочисленным народам, принято в члены общины, что значительно усложнит и существенно замедлит процесс получения разрешения на предоставление водных биологических ресурсов, а оплата услуг нотариусов кратно увеличит финансовые затраты той части представителей малочисленных народов Севера, которые соответствуют требованиям Приказа № 596 и, следовательно, имеют право на получение указанного разрешения.

Принимая во внимание, что устойчивое развитие малочисленных народов Севера предполагает укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконных среды обитания, образа жизни и культурных ценностей на основе таргетной поддержки государства в интересах нынешнего и будущих поколений, а также в целях недопущения нарушения государственных гарантий прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области, на традиционное рыболовство, предлагается:

1. Предусмотреть в числе оснований, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, установленным Приказом №596, альтернативность его принадлежности к малочисленным народам Севера, поименованным либо в Едином перечне, утвержденном Постановлением №255, либо в Перечне, утвержденном Распоряжением № 536-р.

2. Исключить из исчерпывающего перечня оснований для приостановления или отказа в получении государственной услуги по выдаче разрешения на предоставление водных биологических ресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства отсутствие регистрации у заявителя - представителя малочисленных народов Севера или общины малочисленных народов Севера по месту традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера в соответствии с Перечнем, утвержденным Распоряжением №631-р, как не отвечающее положениям Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод человека независимо от национальности, происхождения, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, а также право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

3. Исключить как избыточное обязательное требование о представлении копий подтверждающих документов при оформлении заявки на предоставление водных биологических ресурсов, предусмотренное Приказом №673, в заверенной форме.
Решение данных вопросов является принципиально важным для Магаданской области, позволит осуществлять малочисленным народам Севера традиционное рыболовство на всей территории региона, а также избежать возникновения социальной напряженности.

***

Данное Обращение подготовлено по инициативе заместителя председателя Магаданской областной Думы Донцова И.Б., курирующего вопросы взаимодействия с проживающими на территории Магаданской области коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и предоставления им мер поддержки, установленных законодательством, а также в связи с обращением председателя правления Магаданской областной общественной ассоциации коренных малочисленных народов и этнических групп Севера, уполномоченного представителя коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области, в Магаданской областной Думе Маниги С.И.

Непонятный инцидент с этим вопросом случился еще на начальной стадии заседания областной Думы, когда решалось, вносить его в повестку дня или нет.

Спикер Заксобрания Сергей Абрамов настаивал, что данный вопрос касается восстановления справедливости относительно коренных народов Севера и он должен быть обязательно рассмотрен…
И тут неожиданно слово попросил губернатор Сергей Носов:
- Вопрос о недопущении нарушения государственных гарантий прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области, достаточно сложный, - сказал он. - Решается он не на уровне Правительства России, которое в данном случае работает в рамках действующего федерального законодательства.

Обсуждаемая проблема касается не только Магаданской области. Фактически она охватила весь северный пояс России. Я поддерживаю предложение, что данную проблему надо решать, у меня уже состоялись беседы с руководством соответствующего Департамента Правительства России и с заместителем председателя правительства. 

Но я считаю, что прежде всего в этой ситуации, нужно менять законодательство. Об этом говорилось и на общественном форуме на Ямале, где тоже обсуждался этот вопрос. Поэтому, по моему мнению, его надо, прежде всего, обсудить в Госдуме РФ, на одной из ее площадок. 
Это будет более продуктивно. Ведь само Правительство может действовать только в рамках тех норм и законов, которые уже приняты…

В обмен мнениями по поводу внесения проекта постановления Обращение в Правительство России в повестку дня облдумы вступил спикер Заксобрания Сергей Абрамов:

- Мы своим обращением, Сергей Константинович, еще раз обозначаем проблему, которая конечно же известна в Правительстве. Дело в том, что если обратиться только в Госдуму, то подготовленный ею законопроект так или иначе на отзыв попадет в то же Правительство и не факт, что оно обязательно поддержит его. 

Произойдет затяжка времени, вопрос может быть отложен… Мы хотим упредить ситуацию и добиться того, чтобы Правительство, в которое подготовлено Обращение депутатов областной Думы, поддержало нас уже на этом этапе и когда к ним придет проект закона из Госдумы, оно бы однозначно согласилось бы с ним…
Сергей Носов: 

- Да, Правительство, я думаю, и так поддерживает. Я провел консультации, высказал свою позицию. Надо действительно менять законодательство, а вот что менять - здесь нужна тонкая настройка, нужна дискуссия на одной из площадок в Госдуме с участием представителей всех северных территорий…

Сергей Абрамов: 
- Хорошо, давайте мы еще раз обсудим текст Обращения в Правительство, может быть внесем какие-то уточнения. Коллеги, вопрос согласован. Кто за то, чтобы включить его в повестку дня сегодняшнего заседание областной Думы? (Вопрос был включен).

Несколько позднее в кулуарах Заксобрания при подходе к прессе спикер регионального парламента Сергей Абрамов дополнительно отметил:
- Для депутатов чрезвычайно важно, чтобы те люди, которые проживают на территории Магаданской области из числа коренных малочисленных народов Севера, гарантированно пользовались теми правами, которые они наделены действующим законодательством.

Сегодня получилась такая ситуация, что в полном объеме ими пользуются те представители КМНС, которые проживают в районах области. А если они выехали на проживание, допустим в Магадан, то они утрачивают такие права. Мы считаем, что это неправильно. 

Если человек относится к категории коренного населения Колымы, его национальность, образ жизни, потребности в питании не меняются, и он должен пользоваться своими правами в полном объеме.
Своим Обращением к правительству РФ депутаты областной Думы еще раз концентрируют его внимание к этому вопросу.

К тому же, Правительство России - один из главных субъектов законодательной инициативы, оно может и само, после нашего Обращения, выйти в Госдуму с поправками в действующее законодательство.
В этом году мы эту проблему для КМНС решаем принятием местных мер социальной поддержки: за счет передачи «лимиток», социальных неводов, чтобы коренное население не осталось без рыбы. А вот чтобы эти вопросы не возникали в последующем, необходимо внести изменения в федеральное законодательство.
Главный смысл нашего Обращения - замотивировать Правительство и Госдуму России на решение этой проблемы. 

Для чего я все это так подробно рассказываю? Потому что возникают вопросы. Почему, например, не был согласован (или он был согласован?) с губернаторским ведомством проект постановления облдумы по Обращению в Правительство РФ? 

Ведь этот документ наверняка проходит через процедуру рассмотрения в профильном комитете Заксобрания, на котором, как правило, присутствуют полномочные лица из областной администрации? Эти "лица" должны были доложить губернатору о вносимом в областную Думу проекте постановления.

Или вся процедура была все-таки соблюдена? Почему тогда "недоразъясненные" и "недосогласованные" вопросы были внесены на заседании Думы?  Ведь именно  по этой причине возник весьма неудобный момент, когда губернатор и председатель регионального парламента были вынуждены публично, «с голоса» выяснять какие-то отношения…


Почему Правительство Колымы нередко игнорирует заседания областной Думы?


В третий раз губернатор Сергей Носов выступил на заседании областной Думы по вопросу нехватки трудовых ресурсов на Колыме. После этого (прошла примерно третья часть времени работы Законодательного собрания) глава области, сославшись на занятость, покинул зал заседания регионального парламента.

Следом за ним через некоторое время ушли и те немногочисленные министры из Правительства области, которые приняли участие в работе Думы. Остался только министр внутренней, информационной и молодежной политики Максим Бродкин.

Между тем, в повестке дня было немало вопросов, которые напрямую касались ряда министерств. Например, доклад Уполномоченного по правам человека в Магаданской области о его деятельности в 2020 году и доклад Уполномоченного по правам ребенка на эту же тему.

В процессе их обсуждения возникло немало предложений по сути рассматриваемых вопросов, а также были  обозначен ряд проблем, которые требуют разрешения. Но они прозвучали в зале, где кроме депутатов и министра Максима Бродкина никого из "ответственных товарищей" не осталось.

Председательствующий на заседании Сергей Абрамов вполне справедливо был вынужден сделать публичную ремарку на этот счет:
- Имеется достаточно много проблем, которые еще пока на разрешены до конца на территории Магаданской области. О них сегодня немало говорилось в процессе  обсуждения докладов Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка. Эти проблемы требуют совместных усилий, как депутатов, так и органов исполнительной власти.

Хотелось бы, чтобы при обсуждении этих проблем в Законодательном собрании принимали участие заместители губернатора - кураторы этих направлений, профильные министры и другие заинтересованные лица.
По этим вопросам, звучащим с высокой трибуны областной Думы, надо совместно с депутатами принимать меры по решению имеющихся проблем.
Мы сделаем соответствующее обращение на этот счет к губернатору области.

Иван СУББОТИН

Ключевые слова:


Популярное в газете



последние статьи




Сегодня в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в торжественной обстановке состоялось награждение лучших государственных обвинителей России.

Всероссийский конкурс проводится с 2012 года. В 2021 году конкурс по приказу Генпрокурора России Игоря Краснова получил имя Олега Тимофеевича Анкудинова, который на протяжении двух десятилетий руководил... Подробнее


На основании обвинительного вердикта коллегии присяжных заседателей вынесен приговор по уголовному делу об убийстве, угоне автомобиля и укрывательстве преступления

Коллегией присяжных заседателей вынесен обвинительный вердикт.... Подробнее