Статьи


«НЕ ПОДНЯВШИСЬ В ГОРУ, НЕ УВИДИШЬ ГОРИЗОНТА...»

«НЕ ПОДНЯВШИСЬ В ГОРУ,
НЕ УВИДИШЬ ГОРИЗОНТА...»

жизненные правила Лилии Израилевны Дроботовой
 Фото: Лилия Израилевна ДРОБОТОВА
 Лилию Израилевну Дроботову я знаю много лет, активно сотрудничала с ней как журналист, когда она работала в аварийно-диспетчерской службе ЖКХ, в «Серебро Магадана»… 

В один из самых трудных периодов жизни Лилия Израилевна  стала ангелом-хранителем нашей семьи, она оказала тогда неоценимую помощь и поддержку. 

Лилия Израилевна – женщина удивительная, не похожая на других. Но прежде, чем  поведать о себе, она рассказала о своих замечательных родителях – Анне Викторовне и Израиле Глебовиче Юдицких:  
- Мою маму, как и других выпускников Одесской фельдшерско-акушерской школы, выпустили досрочно и отправили на фронт в 1941 году. Ей пришлось работать в бараке с больными тифом. 

Представьте, шестнадцатилетняя девочка из интеллигентной семьи помогала больным, работая по 14-16 часов в сутки. А уже позднее, после знакомства со своим будущим мужем и моим отцом, мама трудилась в Ровно тюремным фельдшером и лечила тех самых бандеровцев,  с которыми воевал отец. 

Матушка не любила вспоминать войну, она часто повторяла, что на фронте было легче, чем в тифозных бараках, где больные умирали каждый день, хотя она вытаскивала с поля боя солдат в два раза тяжелее, чем сама – 43 килограмма весила тогда сестричка Аннушка, как ласково называли ее бойцы. 
Фото: Анна Викторовна ЮДИЦКАЯ

Отца моего, Израиля Глебовича, призвали в армию в 1939-м. Воевал  на финской войне, участвовал в Параде на Красной площади в 1941 году, откуда и ушел на фронт. Однажды я увидела его в хронике Сталинградской битвы. 
Фото: Израиль Глебович ЮДИЦКИЙ
Война познакомила папу с мамой, но лишила их родителей, расстрелянных фашистами. Папа закончил войну в сорок шестом в городе Ровно, где защищал с комендантской ротой советских граждан от бандеровцев, а мама работала там же вольнонаемным фельдшером.   
Забегая вперед: из-за контузий и ранений, полученных на войне, Израиль Глебович рано ушел из жизни – ему было 54 года. Тогда, в 1970-м, Анна Викторовна не захотела оставаться одна в опустевшем без мужа доме в поселке Мироновском Донецкой области (город Дебальцево теперь). 
ФОТО: Парад на Красной площади в Москве 1941 г.
В то время ее старшая дочь Лилия жила в Магаданской области, в Большой Чайбухе, она прислала матери вызов, та приехала к ней и стала работать в поселке по специальности – медсестрой. 

- Я родилась весной 1946 года в городе Ровно, в очень тревожное время. Однажды, когда бойцы из комендантской роты ушли на выполнение задания, бандеровцы напали на дом, где проживали военные с семьями. Отец попал к ним в плен, но, к счастью, ему удалось бежать. А мама  бежала босиком по снегу, прижимая меня, крошечную, к груди. 

Местная жительница, полячка, спасла нас, спрятав в погребе. Господь защитил нас тогда от гибели, – вспоминала Лилия Израилевна. – Отец был коммунистом, по решению парткома его направили на строительство Мироновской ГРЭС – так наша семья оказалась в поселке Мироновском, где я закончила школу. 

Сразу после школы в институт не поступила, и таких, как я, оказалось много – из нас создали бригаду на заводе железобетонных изделий и обучили сварочным работам. И мы стали выполнять план.

А затем Лилии предложили выучиться на машиниста мостовых и козловых кранов. Эта не женская профессия ей очень понравилась. После замужества она по комсомольской путевке поехала с мужем строить Амурский целлюлозно-бумажный комбинат в Хабаровский край. 

Три года на ударной стройке пролетели незаметно, и в 1969-м молодые, энергичные романтики отправились «за туманом и запахом тайги» еще дальше – в Магаданскую область. 
Фото: Ветераны Великой Отечественной войны  и труженики тыла в Чайбухе
Но в Северо-Эвенском районе тогда работы по специальности Лилия не нашла, и ее отправили на курсы машинистов холодильных установок в Хабаровск. 

«Меня так увлекла учеба, что я  закончила еще с отличием и техникум холодильной промышленности в Ленинграде, став техником-механиком холодильно-компрессорных машин и установок с правом хождения в море на сейнерах и рефрижераторах».

Но с хождением по морю  пришлось распрощаться сразу: родился сын, которого назвали Юрием, а затем умер муж. Юра болел, и врачи посоветовали молодой матери сменить климат. Пришлось вернуться в Донбасс, куда затем приехала и Анна Викторовна. 

Здесь им было уже неуютно – ни друзей, ни знакомых… Кроме подработок, Лилия в то время училась еще и в Украинском заочном политехническом институте на вечернем отделении. Училась очень хорошо, защитив диплом на отлично. 

Ее оставляли преподавать на кафедре, но «у меня ребенок, мама пенсионерка. К тому же в Харькове не было жилья,  места в детском саду для сына». 

После института Лилия работала инженером-механиком на заводе, зарплата была маленькая, но не в деньгах счастье – тосковали по Северу и она, и мать. В июле 1983-го в отпуск приехали дальние родственники Анны Викторовны, которые помогли оформить вызов в Омсукчанский район. 

И в октябре того же года Лилия была уже в Омсукчане, устроившись на работу в Галимыйское строительно-монтажное управление. А спустя полгода забрала к себе сына и мать. Мир тесен: в Омсукчане она встретила знакомых, с которыми вместе работала на заводе в Донбассе. 

В 1984-м Галимыйское СМУ вошло в состав шахтостроительного управления Дукатского ГОКа. Лилия Израилевна тогда работала мастером в  ДШСУ, при ее активном участии вводили в строй растворобетонный узел, угольную котельную, пропарочные камеры. 
«Мы изготавливали бетон, раствор, железобетонные изделия, которые использовались во время реконструкции Галимыйской обогатительной фабрики». Своими почетными званиями и наградами Ударника пятилетки и Ветерана труда СССР  она гордится по праву, заработала их честным нелегким трудом. 

- Мне посчастливилось работать с легендарными людьми в Омсукчанском районе: Николаем Ивановичем Пустовым, Жорой Грахчановичем Губояном… Советское время отождествляют многие теперь с застоем. Не было застоя, мы, северяне, трудились не покладая рук. 
А застой начался, по моему мнению, в лихие 90-е, когда развалились многие предприятия в районе, в том числе и трест «Дукаттяжстрой», и я вынуждена была пойти работать мастером в аварийно-диспетчерскую службу ЖКХ.
Фото: Бессмертный полк в Омсукчане 9 мая 2022 г.
Но если мне, журналисту, для написания статьи требовались  ручка, блокнот, пишущая машинка, и все это было в редакции, то Лилии Израилевне и ее коллегам приходилось намного сложнее – дефицит, а то и вовсе отсутствие  запчастей для ремонта систем тепловодоснабжения, канализации домового фонда, острая нехватка мастеров…  

И тем не менее, несмотря на постоянные трудности и проблемы, работникам ЖКХ удалось в те годы сохранить все объекты в Омсукчане. Ни одного не потеряли! 

Но другая, самая страшная потеря, случилась в жизни моей героини – в мае 1996-го трагически погиб ее единственный сын Юрий. Осиротели две его дочери – пятилетняя Оля и полугодовалая Саша. 

Как смогла Лилия Израилевна пережить тот страшный день? «Меня спасли работа, внучки, которых надо было кормить и ласкать, старенькая мама, любимый муж Александр Семенович, мы встретились в Омсукчане в 1985-м и вместе уже 36 лет».

После гибели сына старшую внучку они с мужем взяли под опеку. Оля умница: хорошо училась в общеобразовательной школе и в музыкальной, на двух отделениях – по классу скрипки и хореографии, с семи лет участвовала во всех музыкальных конкурсах, занимая первые и вторые места. 

После школы закончила музыкальное училище, затем – институт по специальности организация и устройство ресторанного бизнеса, менеджмент работы с персоналом России и за рубежом. 

Она счастливая жена (муж Евгений очень любит свою семью) и мама двухлетнего Тимофея и семимесячной Софьи. А у младшей внучки Александры  трое деток: Марку семь лет, Майе – пять, Артему – три года. 
Фото: поселок ОМСУКЧАН
Но на прабабушку энергичная, яркая, всегда красиво и модно одетая, в обуви на каблучке, с прической Лилия Израилевна не похожа. Хотя она всегда много работала, и работа ее была тяжелой. 

С августа 2001-го до мая 2018-го, пока не вышла на заслуженный отдых, хотя трудового стажа было более чем достаточно, трудилась в ЗАО «Серебро Магадана» - ныне АО «Серебро Магадана» – мастером, начальником участка тепловодоснабжения, вентиляции и канализации. 

Под руководством Лилии Израилевны Дроботовой восстанавливали отопление, вентиляцию, водоснабжение, канализационные системы основных и вспомогательных объектов Омсукчанской ЗИФ. 

- Работа творческая, интересная. Постоянно велась модернизация этих систем. Горячее водоснабжение было централизовано, количество вырабатываемого тепла постоянно увеличивалось в связи с увеличением мощности потребления, так как производительность фабрики возрастала. 

Монтировались новые котельные. После ввода в строй Булурского угольного разреза на месторождении «Лунное» на Омсукчанской золотоизвлекательной фабрике  была введена в эксплуатацию угольная котельная мощностью 10 мегаватт. 

«Активистка, спортсменка, комсомолка  и просто красавица» Лилия Дроботова с юности. В техникуме была старостой группы, в институте – членом студенческого комитета, работая в Галимыйском СМУ – пропагандистом, в ДШСУ – парторг, председатель профкома, а в «Серебро Магадана» – член общественной палаты администрации района, сопредседатель комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.  До нынешнего года возглавляла Совет ветеранов Омсукчанского района.
 
В жизни Дроботова всего добилась сама. Помог девиз из повести «Два капитана» Каверина: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» или каждодневная работа над собой? 

Она всегда училась новому, не пасовала перед трудностями, не теряла свое врожденное жизнелюбие, никому ни на что не жаловалась, делала добро и бросала его в воду. 

«Чем больше душевных сил мы отдаем людям, тем больше получаем душевной теплоты в ответ».

«Очень люблю общаться с людьми, разгадывать кроссворды, отдыхать на природе. Обожаю колымскую весну, когда просыпается природа, и раннюю осень, когда она одевается в багрец и золото». 
«Нелюбимых занятий в моем возрасте нет. Есть только неутолимая жажда жизни». 
«Душа должна оставаться молодой, поэтому не надо бранить молодое поколение, брюзжать, надо радоваться жизни». 
«Большое видится на расстоянии». «Не поднявшись в гору, не увидишь горизонта». 

Таковы жизненные правила  Лилии Израилевны Дроботовой.

Счастье для нее – родиться и жить в свободной стране, иметь любимую работу, дружную семью, близких друзей. В детстве она и две ее сестры – Александра и Нина – были счастливы, когда отправлялись с родителями к родственникам в Одессу. 

Поездка к морю – праздник  детства, навсегда оставшийся в памяти. А во время учебы в техникуме и преддипломной практики в Ленинграде Лилия с однокурсниками побывала во всех театрах, на многих премьерах, выставках, в музеях, на празднике выпускников «Алые паруса», объездив и исходив любимый город на Неве. 
Фото: поселок Омсукчан
Но самое большое для Лилии Израилевны счастье – это, проходя по Омсукчану, видеть жилые дома, промышленные и социальные объекты, в строительстве, ремонте, вводе в эксплуатацию  которых она принимала участие.
О том, как много значит для Лилии Израилевны Омсукчан, говорить излишне. Он для нее самый родной на свете.  Здесь покоятся ее мама и сын, и уезжать отсюда она  не собирается. 
Живите долго и радуйтесь жизни, у Вас это так здорово получается!!! 
Татьяна 
Богданова.  
Фото из семейного архива Л.И. Дроботовой. 

Ключевые слова:


Популярное в газете



последние статьи




Сегодня в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в торжественной обстановке состоялось награждение лучших государственных обвинителей России.

Всероссийский конкурс проводится с 2012 года. В 2021 году конкурс по приказу Генпрокурора России Игоря Краснова получил имя Олега Тимофеевича Анкудинова, который на протяжении двух десятилетий руководил... Подробнее


На основании обвинительного вердикта коллегии присяжных заседателей вынесен приговор по уголовному делу об убийстве, угоне автомобиля и укрывательстве преступления

Коллегией присяжных заседателей вынесен обвинительный вердикт.... Подробнее