статьи


Жалобщиков не обслуживаем

Неожиданное решение обнародовала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда, когда разбирала спор фитнес-центра и его бывшей клиентки.
 
Верховный суд подчеркнул, что памятный этим спортсменкам лозунг «покупатель всегда прав» актуален и в наши дни. Фото: Сергей Михеев/РГ
Важность этого толкования спорной ситуации в том, что сейчас все больше граждан, заботясь о своем здоровье, становятся клиентами всевозможных фитнес-центров. И услуги, которые там людям оказывают, не всегда их могут устраивать. Как правильно действовать в подобных случаях и есть ли у такого заведения права закрывать двери перед теми гражданами, которые им в чем-то не понравились, разъяснил высокий суд.
 
А теперь ситуация в подробностях. Эта история произошла в Санкт-Петербурге. Там некая гражданка приобрела абонемент в фитнес-центр. Женщине не понравилось, что чек за оплату абонемента ей дали на руки после нескольких напоминаний. Это ее задело, и гражданка потребовала жалобную книгу, куда и вписала свою претензию.


Понятно, что администрации центра такое поведение клиентки совсем не понравилось. Там приняли решение вообще не иметь никаких дел со скандальной особой. Тем более что в клубе были разработаны свои, внутренние правила, которые запрещали посетителям быть недовольными. То есть жаловаться на фитнес-центр и тех, кто в нем трудится. Но и клиентка со своей стороны решила не соглашаться с таким отношением к потребителям услуг. И в своем стремлении заниматься в удобном для нее фитнесе наша героиня дошла до Верховного суда.


Сама история началась три года назад, когда жительница Северной столицы приобрела абонемент в фитнес-центр. Стоил он недешево - почти 38 тысяч рублей. Из этой суммы женщина часть оплатила сразу, остальные платежи оформила в рассрочку на год действия абонемента. Гражданка оказалась недовольной буквально с самого начала, то есть с момента внесения денег. Когда платила за абонемент, ей оба раза дали чек только после напоминания, о чем она и написала в книге жалоб.


Руководству клуба такая жалоба настолько не понравилась, что оно буквально через пару дней в одностороннем порядке расторгло договор со скандальной клиенткой и вернуло ей деньги. Позже, уже в суде, куда обратилась гражданка, руководство фитнес-центра заявит, что дама нарушила внутренние правила клуба. А по ним недовольному клиенту запрещается "публично распространять сведения, порочащие его деловую репутацию".


 Эти внутренние правила клуба включаются в договоры с клиентами, и в них говорится, что посетителям нельзя незаслуженно критиковать клуб и его сотрудников в открытых источниках - соцсетях, СМИ, госорганах и прочих местах.

Поэтому, когда клиентка оставила возмущенную запись в книге отзывов, администрация приравняла ее демарш к нарушению запретных пунктов своего договора. Несостоявшаяся клиентка клуба в суде потребовала признать расторжение клубом в одностороннем порядке договора недействительным.

 Сначала спор рассматривал Приморский районный суд Петербурга. Он решил, что клуб ничего не нарушал. Его договор разрешает фитнес-центру в одностороннем порядке разрывать отношения, если клиент нарушает правила клуба. А еще районный суд записал в своем решении, что нет доказательств того, что чеки заявительнице выдавали несвоевременно. Так что в иске женщине суд отказал.


Дама с таким отказом не согласилась и оспорила решение райсуда. Истица настаивала, что односторонний отказ от договора ущемляет ее права как потребителя. Женщина попросила суд назначить новый срок действия договора, взыскать с клуба неустойку в размере стоимости абонемента и компенсацию морального вреда - 50 000 рублей. Но гражданке в местных судах не повезло. Она все проиграла - и апелляцию, и кассацию. По мнению питерских судебных инстанций, договор гражданки с фитнес-центром не является публичным. Центр не обязан заключать договор с каждым, кто захочет его посещать. И главное, сказали суды: отказ от договора никак не ущемляет права клиентки. Суды решили, что истица может заключить новый договор с другими сроками.


Тогда дама дошла до Верховного суда. А там к ее доводам прислушались. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда так посмотрела на этот спор.


В высоком суде поинтересовались, как местные суды отказывали женщине со ссылкой на пункт договора о распространении ложных сведений, порочащих репутацию клуба. Оценил ли районный суд обстоятельства, связанные с записью, сделанной в жалобной книге? Были ли записи клиентки ложными сведениями или это была неконструктивная критика?


- Суды отклонили доводы, сославшись только на то, что были представлены чеки. Но исходя из ситуации - записи в книге жалоб - никакого информирования о конфликте в открытом доступе не было. Возмущенное письмо от женщины работник фитнес-центра получил на почту, и его содержание могли видеть только несколько сотрудников центра. И еще Верховный суд напомнил про закон о защите прав потребителей, который всем гражданам страны позволяет написать жалобу в книге жалоб.


ВС: Закон о защите прав потребителей разрешает всем гражданам страны писать в книге жалоб
Так что Верховный суд все состоявшиеся по делу решения отменил и отправил дело для пересмотра
.

Ключевые слова:


Популярное в газете



последние статьи




Сегодня в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в торжественной обстановке состоялось награждение лучших государственных обвинителей России.

Всероссийский конкурс проводится с 2012 года. В 2021 году конкурс по приказу Генпрокурора России Игоря Краснова получил имя Олега Тимофеевича Анкудинова, который на протяжении двух десятилетий руководил... Подробнее


На основании обвинительного вердикта коллегии присяжных заседателей вынесен приговор по уголовному делу об убийстве, угоне автомобиля и укрывательстве преступления

Коллегией присяжных заседателей вынесен обвинительный вердикт.... Подробнее