> Статьи > Колымская земля сказала: «С Богом, иноходец!». Игорю Кохановскому исполнилось 85 лет
Колымская земля сказала: «С Богом, иноходец!». Игорю Кохановскому исполнилось 85 лет12-04-2022, 15:08. : kolyma |
Колымская земля сказала: «С Богом, иноходец!» Игорю Кохановскому исполнилось 85 лет Песни на слова советского и российского поэта Игоря Кохановского исполняли Владимир Высоцкий, Клавдия Шульженко, Юрий Антонов, Тамара Гвердцители, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, София Ротару, Вячеслав Добрынин, Игорь Николаев, Ирина Аллегрова, "Земляне", ВИА "Самоцветы". 2 апреля Игорю Васильевичу исполнилось 85 лет. Появившись на свет в Магадане в начале "Большого террора" в семье репрессированного сотрудника "Дальстроя", Игорь Кохановский волей судьбы оказался в столице и даже - за одной партой с Владимиром Высоцким. Эта публикация, напечатанная в «МК», посвящена юбилею И. Кохановского. - Вы написали несколько книг о Высоцком и дали десятки интервью. Возможно ли после всего сказанного вспомнить какой-то новый эпизод? - В апреле 1965 года, когда было решено, что уезжаю работать в Магадан, я устроил отходную. На посиделки пришли девушка, с которой я встречался, моя сестра, мама и Володя. Сидели, выпивали, и тут он попросил тишины, достал из кармана листок бумаги, где фломастерами был написан текст "Мой друг уехал в Магадан", каждый куплет разными цветами. Он спел нам эту песню и подарил ее мне. Листок долго-долго у меня хранился, но потом куда-то подевался. - В 1937 году родились Валентин Распутин, Владимир Маканин, Александр Вампилов, Андрей Битов, поэты Белла Ахмадулина и Юнна Мориц, драматург Марк Розовский - целая плеяда выдающихся литераторов. Какое объяснение можно дать такому феномену? - Здесь не может быть внятного ответа. Так звезды сошлись. В ответ на репрессии в стране родились мы, которые в душе были против террора и всячески старались ему противостоять. - Магадан 60-х был уголовной столицей Союза? - В 1965 году абсолютно никакого блатного налета у города не было. Все блатные уже уехали на материк. А те, кто там остался, - сплошь интеллигенция. Например, Ирина Казимировна Янковская (ее девичья фамилия Корвин-Пиотровская) - полька по национальности. Ее родителей подвергли репрессиям, а когда она окончила школу, ее тоже посадили. Она отмахала полтора десятка лет в лагерях. Вот таких людей я встречал там. Многие из них работали на Магаданском телевидении. - Как тюремная субкультура повлияла на ваше творчество? - С блатной песней связана такая история. 1953 год. Умирает усатый вождь, объявляют амнистию, причем только уголовникам. Наш двор на улице Неглинной, 14, превратился в воровскую малину. Двор был квадратным по форме, проходной: два выхода по диагонали, в двух других лежали катушки от кабеля. Их превратили в столы, на которых разливали спиртные напитки, играли в карты. Мне тогда мама, как раз после окончания семилетки, подарила гитару. А тут собирается компания: вор-карманник Карпуха своими длинными музыкальными пальцами играл на гармошке, другой - на гитаре. Они пели: Шнырит урка в ширме у майданщика, Бродит фраер в тишине ночной, Он вынул бумбера, осмотрел бананчика, Зыцал по блатному: "Штемп, легавый, стой!" Ничего не понятно, а завораживало. "Когда с тобой мы встретились, черемуха цвела" или "Алешка жарил на баяне..." очаровывали своей лихостью, так что я попросил показать аккорды на семиструнной гитаре и очень быстро научился. И, зная с колыбели весь репертуар Вертинского, развлекал новых друзей его песнями. - С чего же все началось? - С Высоцким мы окончили вузы одновременно, он - Школу-студию МХАТ, а я - МИСИ им. Куйбышева. Я работал на стройке газового кольца вокруг Москвы. Не виделись целый год, и когда встретились, вдруг услышал "Синие, зеленые, желтые, лиловые". ![]() А я из белой зависти сочинил "Бабье лето". В самом начале у меня было всего четыре песни: "Бабье лето", "Как у Волги иволга", "За звездами вослед" и "Перекресток". Куда бы мы с Володей ни приходили, он пел свои песни, а потом передавал мне гитару. Первая песня из моего репертуара быстро разошлась. В 1964 году мне позвонила какая-то женщина и спросила: "Это вы написали строки "Клены выкрасили город колдовским каким-то цветом?" Я - Тамара Маркова, аккомпаниатор Клавдии Ивановны Шульженко. Я ехала в электричке, и студенты пели эту песню, но никто не знал автора. Сказали - Евтушенко. Позвонила Евтушенко, он ответил: "Это не я". Тогда позвонила Рождественскому, он тоже: "Это не я". Кто-то предположил, что по стилю похоже на Булата Окуджаву. Но он сказал то же самое. Автора искали, пока знаменитый конферансье Борис Брунов не сказал: "Так это парень, что за моей дочкой ухаживает. Вот его телефон". Мы познакомились с Шульженко. Она, уроженка Харькова, с украинским говорком произнесла: "Вы знаете, Игорь, я очень много пела песен о любви, но вам хочу признаться, что ничьи стихи меня так не трогали, как ваши". Я уехал в Магадан и вернулся в столицу через 4 года. Мой приятель Наум Олев поинтересовался: "Что там с песнями?" А когда узнал, что я стал к ним равнодушен и перешел на гражданско-философскую лирику, убедил меня вернуться. Олев работал со всеми известными композиторами. Мои стихи "Возвращение романса" ему очень понравились, и он захотел их показать Оскару Фельцману. Наум позвонил ему, говорит: "Вы же знаете "Бабье лето", могу познакомить с автором". "Жду", - послышалось в трубке. Садимся в такси, приезжаем. Фельцман берет лист со стихами, приговаривая: "Так. Так". Садится к роялю, и через полтора часа музыка была готова. Как только песня появилась в исполнении Муслима Магомаева, я сразу стал популярным, начал сотрудничать с вокально-инструментальными ансамблями "Поющие сердца", "Добры молодцы", "Красные маки" и "Здравствуй, песня". - В СССР было столько ярких поэтов-песенников. - Существовало творческое соревнование с Мишей Пляцковским, Леней Дербеневым, Михаилом Таничем, Игорем Шафераном. Мы все были членами художественного совета, пусть там многое рубили, как, например, первые песни Андрея Макаревича. Но был подход строгий к стихам, чтобы не было такой абракадабры, как сегодня. А когда все стало на коммерческой основе, это окончательно загубило песню. Мелодия исчезла как таковая, остался речитатив. - С вами не случалось такого, как с молодым Макаревичем? - С Давидом Тухмановым мы написали "Старую мельницу", и этот шлягер попал в немилость у композитора Никиты Богословского, который был ярым антисемитом. Услышав "Мельницу" в передаче "С добрым утром!", он изрек: "Что у вас на радио за жидовские штучки?" Песню сняли с эфира, запретили, но она нашла путь к слушателю. - Правда ли, что гонорары у песенников в СССР были огромными? Юрий Ряшенцев, написавший, как сказали бы сейчас, тексты к саундтреку "Трех мушкетеров", купил первую машину. - При советской власти всех редакторов литжурналов вызывали в конце года в ЦК и давали установки. Поехал туда и поэт Андрей Дементьев, а когда вернулся, с изумлением сказал: "А вы знаете, что Кохановский в десятке самых богатых авторов страны"? У меня отчисления после 1975 года пошли такие, что я мог за месяц купить "Жигули". - Назовите ваши главные "звучащие" произведения. - Это "Элегия" ("Где это было? В каком краю, каком столетье..."), песня из фильма "Большое космическое путешествие" ("Ты мне веришь или нет"), "Суженый мой". - Как вы отпраздновали юбилей? - Никак! Мне ничего не хочется. Конечно, я дал стихи в "Литературную газету", "МК" и другие издания. Моя старшая сестра - солистка Большого театра. Она на пенсии, ей 89 лет. Я думал, что мы с ней и еще одним приятелем в ЦДЛ отметим. Но сестра сказала: "Нет, не могу, у меня нет сил". Тем более, погода резко меняется, она себя плохо чувствует. Друзей у меня практически нет. Есть товарищ Андрей Молчанов. Он прозаик, пишет детективные истории. И Алексей Козин, издавший диск с моими песнями "Шуры-муры". Вот и весь круг общения. Я веду очень замкнутый образ жизни. Бывшие друзья ушли. Да их особенно и не было - только творческие связи, а не настоящая дружба, как с Володей Высоцким. Предлагаем читателям стихотворение из книги Кохановского "Вечный стимул". Казалось мне, кругом сплошная ночь, тем более, что так оно и было. Владимир Высоцкий Бывает, вспомню Магадан, где я родился, но и где я вторично к тридцати годам свое отпраздновал рожденье, начав свой путь (почти с нуля) как журналист и стихотворец, и мне колымская земля сказала: "С Богом, иноходец!" Здесь были первые шаги трудны, но не от гипоксии в стихии северной тайги на самом краешке России, где ветер, вечно груб и шал, гулял в любое время года, где не хватало кислорода, а я свободнее дышал. Здесь посетил меня мой друг, чье творчество - сама эпоха... (Ему в то время было плохо - крепчал поклеп партийных сук.) Душой творца и скомороха он принимал иной недуг людской иль чей-нибудь конфуз то словно фарс, то словно драму своей судьбы, избравшей курс (притом отнюдь не как рекламу) тот, что держал его на грани паденья в пропасть грубой брани, где затаенная хула всегда обжечь его могла, как кипяток в закрытом кране. На грани той свой дар взрастив, канатоходцем без страховки, рискованно, но без рисовки, не раз хулителей смутив, презрев падение с каната, он шел - в том главный был мотив его души, его таланта. В том видел главный свой искус раскованный певец эпохи, ее почувствовавший пульс, поднявший истин тяжкий груз, познавший риска острый вкус, вдруг оборвавший песнь на вдохе... Я помню, как бродили мы тогда в весеннем Магадане среди рассветной полутьмы, скрывающей от нас в тумане дома, людей и те года, что встретим, как два сводных брата, не ведая, где и когда меж нами клин вобьет неправда. Наговориться не могли, не допуская, кроме тризны, что где-то там, в иной дали вдруг разойдутся наши жизни. Он будет всюду на виду, как датский принц на авансцене, незащищенный, на свету... И славы яркая арена закружит в замкнутом кругу той вседозволенности ложной, где, как в колымскую пургу, и некогда, и невозможно взглянуть хоть раз со стороны на самого себя спокойно... Он, словно в детстве пацаны, был не способен на такое. Он словно делался глухим к звонкам беды, звонкам опасным, а те, кто был в то время с ним, поладили с его напастью, заботясь больше о своем присутствии в ближайшем круге, чем о пытавшем на излом, сжигающем его недуге, с которым биться в одиночку поэт не в силах был уже и, может быть, в своей душе на том бессилье ставил точку. Один лишь Бог его уход отсрочить мог бы хоть немного, и сам поэт, ведя свой счет, с отсрочкой уповал на Бога... Еще, конечно, уповал на женщину своей судьбины, он с нею столько раз всплывал со дна погибельной пучины, сигналы SOS ей подавал, как в песне той про субмарину... Он лишь на Бога да Марину в своем спасенье уповал. Как в клетке, в суете мирской он пестовал талант свой редкий, подняться мог над суетой - не мог расстаться с этой клеткой. Я знаю, как он тосковал о тихом доме, о покое, но суеты безумный бал опять захлестывал волною. Его знак звездный Водолей адресовал ему, как тосты, безмерную любовь людей... Чем ночь темней, тем ярче звезды. И вся грядущая беда была еще небесной тайной, когда мы встретились тогда,весной в далеком Магадане. |