> Статьи > Демпинговая петля захлестнула дороги Колымы?

Демпинговая петля захлестнула дороги Колымы?


16-03-2021, 20:25. : kolyma
 
Демпинговая петля захлестнула дороги Колымы?




«Люди остались без работы. 
Если предприятие будет уничтожено,
 работники, семьи с детьми останутся
без средств к существованию...»   
     
В редакцию газеты «Колымский тракт» поступил ряд коллективных обращений работников Областного государственного бюджетного дорожного эксплуатационного учреждения (ОГБДЭУ) «Магаданское»

Эти обращения  связаны, как предполагают дорожники, с грядущим уничтожением государственного предприятия, которое в течение 60 лет выполняло функции по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог межмуниципального значения. 

В письмах работники предприятия опасаются, что останутся без работы из-за проигранных аукционов на ремонт и содержание колымских дорог. 

Сегодня мы публикуем тексты обращений в нашу газету. 

Одновременно мы попросили Валентину Дорошевич, которая с августа 2013 года по октябрь 2019 года являлась председателем Магаданской областной организации Общероссийского Профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, прокомментировать суть возникших проблем у дорожников Колымы и высказать свою точку зрения.

«Колымский тракт» планировал также опубликовать комментарий депутата Магаданской областной Думы Евгения Салтанова. 

Евгений Николаевич, с которым я встретился 26 февраля т.г. сразу после заседания Законодательного собрания региона, охотно пообещал мне дать интервью и «расставить все точки над i в происходящих событиях».

Однако в последствии депутат, несмотря на мои настойчивые попытки созвониться с ним, на связь более не выходил...
Возможно, у Евгения Салтанова появится желание выступить на страницах «КТ» уже после опубликования сегодняшних материалов. Мы будем рады предоставить для этого необходимую газетную площадь.
Иван 
СУББОТИН



ПИСЬМО ОТ РАБОТНИКОВ УЧАСТКА «СОЛНЕЧНЫЙ» ОБЛАСТНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО ДОРОЖНОГО ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОГБДЭУ) «МАГАДАНСКОЕ»
 
Мы, работники ОГБДЭУ «Магаданское» участка «Солнечный» на протяжении более 30 лет занимались содержанием автомобильной дороги Магадан - Балаганное - Талон. 

В связи с действующим 44-ФЗ данная дорога была выставлена на торги. Торги были выиграны ООО «Тенькинская дорожная компания» с понижением первоначальной стоимости на 71,5% (с 13 217 628,50 до 3 767 02377 рублей).

В связи с этим наш участок, являющийся частью государственного бюджетного учреждения, имеющий специализированную технику и обученный персонал, фактически остался без работы, предусмотренной Уставом учреждения. 

Министерство дорожного хозяйства и транспорта оказалось не готово к создавшемуся положению и министр на предложенную встречу с работниками предприятия не отреагировал.

Считаем, что нашему предприятию Учредитель может доверить другие значимые для области объекты, ведь только на нашем участке трудятся 25 сотрудников, способных решать задачи разной направленности. 
В том числе 3 работника имеют профильное дорожное образование, 5 высококвалифицированных механизатора, 4 квалифицированных машиниста автогрейдера, 5 водителей. 
Среди них 5 человек являются ветеранами дорожной отрасли, 4 человека имеют ведомственные награды Министерства транспорта Российской Федерации. 

Шесть работников нашего участка проживают в п. Армань, что дает основания полагать о потере работы для них, а соответственно, средств к существованию. 

Хочется напомнить, что работники - это люди, имеющие па иждивении детей, таких у нас 9 человек. В семье одного из работников, проживающего в п. Армань - 5 несовершеннолетних детей. В наше нелегкое время у каждого второго - кредит, а то и ипотека. Обязательны коммунальные платежи. Помогите!
Сегодняшняя ситуация может повлечь за собой массовое сокращение численности работников, жителей Магадана и области. Хочется отметить, что из-за отдаленности регион и город Магадан,  как известно, не изобилуют рабочими местами. А в это время частные компании отдают предпочтение труду мигрантов и нелегалов.

Просим обратить Ваше пристальное внимание на возникшую проблему с нашим учреждением, и, если возможно, вернуть процедуру доведения объемов работ по обслуживанию и ремонту автомобильных дорог государственным заданием. Вернуть процедуру в ваших силах.

ВЕРИМ В ВАС! 
Письмо подписали 25 человек


 
ПИСЬМО РАБОТНИКОВ УЧАСТКА
«СНЕЖНЫЙ» ОГБДЭУ «МАГАДАНСКОЕ»


Просим разобраться и помочь в сложившейся ситуации с предприятием в связи с отменой работ по госзаданию и получением объемов работ по аукционным торгам, с участием частных предпринимателей. 
В результате торгов победителями аукциона обслуживаемых нашим участков дорог признаны Тенькинская дорожная компания, Аткинская дорожная компания, ООО «КолымаДорСтрой», при снижении стоимости работ ниже 100%. 

Второй месяц работники учреждения лишены работы по осуществлению содержания автомобильных дорог, министерство не довело нам задания, мы выполняем работы по подготовке техники, оборудования к летнему сезону, занимаемся заготовкой материалов. 

На сегодняшний день не произведена оплата нашего труда за январь 2021 года при сроке выплаты заработной платы 4 числа следующего за отчетным.

Данная ситуация влечет за собой отсутствие работ по содержанию автомобильных дорог и сокращению численности работников предприятия (свыше 100 человек), включая наш участок. 
Это спровоцирует увольнение высококвалифицированных кадров, в том числе получивших профильное образование за счет предприятия (государства). 

Примером тому является производство работ при ремонте участка федеральной автомобильной дороги Якутск -Магадан КОЛЫМА в районе пос. Снежный, где дважды укладывалось и снималось асфальтобетонное покрытие на глазах жителей Магаданской области.

К Вам обращаются не только работники учреждения, а конкретные люди, за спиной которых семьи. Мы те, кто верит в светлое будущее, принимает активное участие в выборах, надеясь на справедливость наших избранников и ответственность за судьбы тех, кого они представляют.

Наш участок - это 35 человек, имеющих 23 иждивенца. В нашем коллективе есть многодетные семьи, семьи с инвалидами. 

Наши доходы отягощены кредитами, ипотеками, просто коммунальными платежами. В нашем небольшом коллективе 7 ветеранов дорожников, работающих более 20 лет в дорожной отрасли. 
Три работника отмечены ведомственными наградами Министерства транспорта Российской Федерации.

Письмо подписали 24 человека



ПИСЬМО ОТ КОЛЛЕКТИВА УЧАСТКА «МЕХАНИЗАЦИЯ»


Наше предприятие существует уже 61 год, сложился постоянный профессиональный коллектив в количестве 180 человек. 

Большая часть из нас имеют стаж 20 лет и более, хорошо знают особенные условия содержания северных дорог, на предприятии сохранилась профсоюзная организация, которая входит в состав Областного Объединения Профсоюзов Магаданской области.

Нам непонятна сложившаяся ситуация.
ОГБДЭУ «Магаданское» реорганизовался из унитарного предприятия в бюджетную форму в апреле 2014 г. по настоянию Губернатора Магаданской области, гарантировавшего нам стабильность наличия работы на дорогах, отданных нам в оперативное управление.

В декабре 2020 года был проведен конкурс на содержание наших дорог, который мы проиграли.
Мы, налогоплательщики области, считаем, что надо решить вопрос о восстановлении прежнего статуса учреждения с возвратом нам дорог в оперативное управление.

Наше учреждение - это рабочие места для колымчан, особенно для Среднекана, в котором вообще некуда пойти работать. Также это рабочие места в Балаганном, Талоне, Тауйске., Армани, отдаленный район г. Магадана - п. Снежный и в г. Магадане.

Наличие сил и средств, которые за последние годы создавались совместно с областью.

Социальное партнерство с областью (выполнение работ в рамках помощи или во внезапно возникших ситуациях).

Предоставление рабочих мест для молодежи с рамках сотрудничества с Министерством Молодежи, и предоставление рабочих мест для студентов-дорожников Магаданских техникума, политехнического института и ПТУ, как обеспечение преемственности инженерно-технических и рабочих специальностей.

 Мы всегда были включены с Систему ГО и ЧС Магаданской области. Мы всегда готовы незамедлительно начать работы в условиях ЧС для обеспечения безопасного проезда в случае ЧС до всех финансовых гарантий.
 
Письмо подписали 21 человек


"ВЫШЛИ В НОЛЬ"
ВОПРЕКИ ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ

Работники областного государственного учреждения ОГБДЭУ «Магаданское» обратились во все государственные инстанции, политические партии и СМИ Магаданской области с просьбой помочь противостоять рейдерскому демпинговому произволу со стороны частных дорожных компаний ООО «Тенькинская дорожная компания», ООО «КолымаДорСтрой», ООО «Аткинская дорожная компания».

Предприятие является единственным областным государственным дорожным учреждением в Магаданской области. Учредителем является Министерство автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. В коллективе 166 человек профессиональных дорожников. 
В течение 60 лет предприятие выполняло функции по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог межмуниципального значения, находящихся в оперативном управлении и стоящих на балансе учреждения, и искусственных сооружений на них.

Работы выполнялись на основании государственного задания без проведения торгов путём предоставления государственных субсидий на выполнение указанных работ. 

Предприятие включено в систему ГО и ЧС Магаданской области и всегда готово незамедлительно начать работы в условиях ЧС для безопасного проезда до всех финансовых гарантий.

В апреле 2014 года Предприятие было реорганизовано из унитарного предприятия в бюджетную форму по настоянию губернатора Магаданской области Владимира Печеного. 

Цель реформы - стабильное обеспечение наличия работы на дорогах, отданных в оперативное управление предприятиям, качественного и безопасного содержания дорог регионального и межмуниципального значения Магаданской области: 
- «Магадан – Балаганное – Талон», 
- «Солнечный – Ола», «Сокол – Сплавная», 
- «Колчаковский ключ – Клепка», 
- «Автоподъезд к пос. Снежная Долина», 
- «Ола - Гадля», «Авенирыч – Сеймчан», 
- «Ларюковая - Усть - Среднекан», 
- «Левобережный подход» и искусственных сооружений на них.

В феврале – апреле 2019 года в Магаданское УФАС России поступили заявления Гатина В.В., ООО «Тенькинская дорожная компания», ООО «КолымаДорСтрой», ООО «СевероВостокДорСтрой» в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области по факту наделения государственных предприятий функциями по решению вопросов по содержанию и ремонту данных дорог путем утверждения и доведения государственных заданий на выполнение указанных работ и выделения субсидий на выполнение данных заданий без проведения конкурентных процедур.

Это, по мнению заявителей, создает необоснованные преимущества осуществления деятельности и ставит их в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность выполнения указанных работ в отличие от других хозяйствующих субъектов, занимающихся аналогичными видами деятельности, создает дискриминационные условия и ограничивает конкуренцию. 

Магаданское УФАС выявило признаки нарушения Закона о защите конкуренции и выдало Министерству дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области предупреждение, которое содержало требование отменить приказы об утверждении государственных заданий и отменить государственные задания.

Требовалось также изменить Уставы учреждений, принять меры по обеспечению равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок выполнения работ путём организации и проведения конкурентных процедур. 
Магаданским УФАС возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, которое в соответствии с существующим порядком передано на рассмотрение в ФАС России. 

4 июня 2020 года дело было принято к рассмотрению в ФАС России. 11 сентября 2020 года вынесено решение по данному делу. 
Министерство дорожного хозяйства доказывало свою правоту на основании действующего законодательства Российской Федерации. 
В частности, речь шла о  статьях 12,15 Федерального Закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» и о Законе №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». 

Согласно этим документам, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. 
Министерство ссылалось на правовой статус бюджетных учреждений, соответствующие статьи по формированию государственного задания. 

Однако, ФАС России не приняла во внимание аргументы Ответчика, сочла их необоснованными на основании того, что работы проводятся в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а не государственных услуг. 

Министерство должно осуществлять организацию капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений в их составе, путём проведения торгов.

Либо Министерство вправе формировать государственное задание на выполнение Учреждениями работ по организации капитального ремонта, ремонта и содержания закреплённых автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе.

Как отмечает ФАС России, Учреждения выполняют не работы по организации работ, а непосредственно работы. 
Не приняла во внимание ФАС России довод Министерства, что аналогичная ситуация возникала в 2014 году (дело №02-9/7-2014).
Тогда была подана жалоба в связи с изданием Постановления Правительства Магаданской области №1145-па «Об утверждении государственной программы Магаданской области «Развитие транспортной системы в Магаданской области» на 2014-2016 годы».
Программа предусматривала предоставление субсидий ОГБДЭУ «Магаданское и «ОГБДЭУ «Среднеканское». 

Дело тогда было прекращено ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства. 
И хотя решение ФАС России по делу № 04/01/00-25/2020 от 11 сентября 2020 года не вступило в законную силу, Министерство подало апелляционную жалобу, и 24 марта 2021 года состоится её рассмотрение, торги идут с полной силой.

По результатам электронного аукциона частные дорожные компании в декабре 2020 года выиграли аукцион на предоставление услуг по обслуживанию дорог на январь-февраль 2021 года путем демпингования цены стоимости работ ниже 100%. 

Прошли торги на содержание автодорог с 1 марта 2021 года по 28 февраля 2022 года, из 400 км дорог магаданские (сеймчанские) дорожники выиграли только 150 км. 

И осуществлять обслуживание дорог они будут не за счет субсидий, а за счет коммерческой деятельности. 
Коллектив направил телеграмму полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Трутневу Ю.П. с просьбой вмешаться, приостановить электронный аукцион до решения суда апелляционной инстанции, помочь найти решение для возвращения процедуры доведения объёмов работ по обслуживанию и ремонту автомобильных дорог государственным заданием. 

От Полпреда и Управления делами Президента пришёл ответ, что обращения коллектива переданы Губернатору области.
А между тем Министерство уже направило запрос директору Учреждения о предоставлении информации об объёме средств, необходимых для выплат работникам учреждения, связанным с сокращением предельной штатной численности Учреждения. 
Люди остались без работы. Если не будут предприняты меры, Предприятие будет уничтожено. Люди, семьи с детьми останутся без средств к существованию. 

Прослеживается, как я думаю, сговор частных компаний с целью уничтожения государственного учреждения, что фактически, на мой взгляд, означает рейдерский захват. 

Большую часть штатного состава фирм, победивших в электронных аукционах, составляет иностранная рабочая сила - мигранты и работники без специального образования и навыков. 

Частные компании захватят дороги региона и, по-моему,  не смогут гарантировать безопасность и качество ремонта дорог. 
Многие участки федеральных дорог, обслуживаемых данными компаниями, насколько я знаю, находятся в неудовлетворительном состоянии. Дешевая рабочая сила в виде мигрантов и нелегалов, по-моему, не способна обеспечить условия содержания северных дорог. 

Это очень хорошо понимал экс-губернатор Магаданской области Владимир Печеный. Он делал всё, чтобы сохранить государственные дорожные учреждения, высококвалифицированные кадры, получившие государственное профильное образование, имеющие необходимый стаж и определённый опыт работы.

Складывается парадоксальная ситуация: руководители, начальники участков, мастера, механики, техники, машинисты бульдозеров, экскаваторов, автогрейдеров, асфальтоукладчики, варщики асфальтобетона, битума, асфальтобетонщики будут получать пособие по безработице, а их труд будет заменен дешёвой рабочей силой трудовых мигрантов. 

Крайним примером может быть производство работ при ремонте участка федеральной автомобильной дороги Якутск – Магадан КОЛЫМА в районе пос. Снежный, где дважды укладывалось и снималось асфальтобетонное полотно на глазах жителей области.

 С августа 2013 года по октябрь 2019 год я являлась Председателем Магаданской областной организации Общероссийского Профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Мне не безразлична судьба этих трудолюбивых специалистов своего дела, которые посвятили дорогам области свою трудовую судьбу. 

Интересно изменение позиции УФАС Магаданской области, которые практически по аналогичной ситуации в 2014 году имели другое мнение. 

По словам руководителя УФАС Магаданской области Марины Романенко, изменилась позиция центрального аппарата ФАС России. Однако, в указанном деле, на мой взгляд, она преподнесена предвзято и выдернута из общего контекста предыдущего решения. 
Считаю, что действующий губернатор Магаданской области Сергей Носов должен впрямую лично подключиться к решению этого вопроса на уровне ФАС России, чтобы было достигнуто понимание. Дороги – это жизнь региона, и те безобразия, которые происходят в дорожной отрасли региона, требуют пристального внимания и законодательной инициативы.

Обращаюсь и к депутату Магаданской областной Думы Евгению Салтанову. Вышеперечисленные кампании, насколько известно мне, в народе называют «салтановскими», хотя юридически аффилированность доказать трудно. 

Вы, Евгений Николаевич, по утверждению многих производственников, имеете прямое влияние на частные дорожные компании. Как депутат, вы не можете не осознавать, что люди могут лишиться средств к существованию. 
Хотелось бы задать вопросы Заказчику торгов – Магаданскому областному государственному казенному учреждение «Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса». 
Проверялось ли соответствие участников таким требованиям как добросовестный подрядчик, учитывалось ли обеспечение материально-техническим, технологическим, кадровым потенциалом?

Как контролируется Заказчиком качество содержания дорог? Контроль за состоянием – прямая обязанность Заказчика торгов. 
Некачественное содержание дорог – основание для расторжения контракта. 

Я много раз ездила в Сеймчан. Лучше дороги в Магаданской области не видела. В социальных сетях была информация, что этой зимой дорога на Сеймчан, на Талон была в одну колею. Кто отслеживает жалобы жителей Магаданской области на состояние дорог? 
Если качество работ не соответствует требованиям, заказчик может не принимать работы, требовать исправить недоделки, начислять пени, штрафы. Если работы так и не выполнены должным образом, можно расторгнуть контракт по суду или в одностороннем порядке с подачей сведений о нерадивом участнике в Реестр недобросовестных подрядчиков (РНП). Это лишит участника возможности участвовать в госзакупках на два года. 

 Возникает вопрос: как регламентирована в законодательстве ответственность контролирующих структур?
 Обоснованное определение фактической цены контракта имеет важное значение. Контракт придется исполнять в полном объеме на условиях документации и по цене, которую предложили во время аукциона. 

 К сожалению, по действующему Федеральному закону 44-ФЗ нет ограничений по снижению цены, хоть в ноль уходи, хоть бесплатно строй. 

Демпинг - это продажа товаров по искусственно заниженным ценам. В 44-ФЗ не  предусмотрено технологических запретов по снижению цены во время аукциона.
 
Остается и возможность перехода цены через ноль (ч.23,ст.68). При снижении участником цены на 25% и более, к нему предъявляются дополнительные требования. Полуторократное обеспечение контракта или документы, подтверждающие добросовестность: контракты, исполненные без штрафов и пеней в течение не менее чем один год до даты подачи заявки.

Проверить правильность проведения торгов, всех этапов проведения аукциона вправе Антимонопольный комитет, для этого должно поступить жалоба. Считаю, что заинтересованным лицам её следует подать. 

При подготовке данного материала мне порекомендовали познакомиться со статьей «Особенности дорожной инфраструктуры и федеральный закон № 44-ФЗ: мифы и реальность» авторы: Распоров О.Н., Овчинников И.Г., Пантелиди Н.С. в журнале: Транспортные сооружения https://istina.msu.ru/publications/article/120176883/

Авторы пишут, что практика применения федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в паре с федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» создают неразрешимые проблемы для дорожного хозяйства как на местном и региональном, так и на федеральном уровне. 
Однобоко выстроенная система, требующая конкуренцию во имя конкуренции, утратила очертания реальности и не отвечает вызовам текущего времени.

Кроме коррупции к наиболее острым проблемам дорожной инфраструктуры, возникающим на рынке дорожных работ и услуг, можно отнести: 
• вытеснение и банкротство специализированных организаций из дорожной инфраструктуры посредством демпингования цен и перехвата заказов; 
• разбалансирование и разрушение дорожной инфраструктуры; 
• снижение качества представляемых услуг; 
• получение фиктивной, мнимой экономии.

Такие фирмы, которые снижают цену в ноль, авторы называют участниками-паразитами. Они, в частности, пишут: 
 «Но каким образом можно работать в этих условиях, когда выручка не покрывает себестоимость?
 Выход здесь один: снижение качества выполняемых работ. Для этого при выполнении работ применяются самые дешевые недолговечные материалы и, как следствие, срок службы и безопасной эксплуатации транспортных сооружений резко снижается.

 Парадокс этой ситуации состоит в том, что заказчик уже на стадии проведения торгов понимает, каковы будут последствия таких торгов, но ничего не может сделать, поскольку обязан заключить договор с организацией, которая берется выполнить работы за меньшую цену. 
Реализованный в федеральном законе № 44-ФЗ антидемпинговый механизм (применение коэффициента 1,5 к размеру обеспечения) крайне неэффективен. 

Ведь заказчик, когда проводит торги, имеет на руках смету на выполнение работ, знает истинную цену работ, которые предстоит выполнить и знает, насколько и за счет чего можно снизить стоимость выполняемых работ. 
В таких случаях у заказчика должен быть иной механизм отбора победителя, а деструктивное влияние ФАС при этом должно быть сведено к нулю».

«Федеральная контрактная система, по моему мнению, ориентирована не на создание комфортных условий для исполнения договорных обязательств и развитие инфраструктуры, а на безусловное применение штрафных санкций за отклонения. 
Такое свойство Федеральной контрактной системы будет способствовать дальнейшему росту коррупции, кратному увеличению накладных расходов при реализации договорных обязательств, но не стратегическому развитию инфраструктуры».

«Если рыночные механизмы, внедренные в дорожную отрасль, тормозят развитие внутреннего рынка России, мешают созданию конкурентного продукта для внешнего рынка и угрожают сохранности автомобильных дорог, не целесообразнее ли для отдельных хозяйственных операций применить элементы плановой экономики или признать дорожную отрасль субъектом естественных монополий?». 
Признание подрядных организаций, составляющих дорожную инфраструктуру, субъектами естественных монополий в пределах участков обслуживаемой дорожной сети позволяет применить к ним часть 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, регулирующего осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях». 

Авторы предлагают проект законодательной инициативы Проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Давно назрела необходимость изменения законодательства в дорожной отрасли. Может быть, пора нашим депутатам взяться за дело сохранности автомобильных дорог и прекратить механизмы вбухивания колоссальных средств в дорожную инфраструктуру, которая становится всё хуже и хуже? 

А работники коллектива ОГБДЭУ «Магаданское», насколько мне известно, ещё не получили ответа от Губернатора области Носова Сергея Константиновича. 

Они ещё не потеряли надежду. 

 Валентина Дорошевич

                                                                                (Опубликовано в "Колымском тракте"  № 10 - 11  17 марта 2021 г)